Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Стокгольм: штрихи к портрету

  • 1
    05 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Еще не уехав из Стокгольма, я начала ломать в голову над тайной его очарования. Что в нём особенного, почему он мне так запал в душу? Есть блистательные и пышные города, знаменитые на весь мир своей архитектурой и историей, великими живописцами и музыкантами, высокой кухней и модой, а в чем же состоит шарм этой северной столицы?



    Вернувшись, я начала просматривать привезенные фотографии, вспоминая свой стокгольмский уикэнд, а фоном поставила музыку Аббы - и, как мне кажется,  уловила суть. При своей кажущейся простоте (подумаешь, какая-то попса!)  за хитами Аббы стоит высокая музыкальная массовая культура нации и абсолютная  свобода  самовыражения. Солисты Аббы естественны и прекрасны, как свободно распевающие  птицы, а их музыкальные композиции подчиняются только законам
    гармонии.
     

    И нордическая неброская красота Стокгольма естественна и ненатужна: такое впечатление, что его построили играючи за один день — как нарисовали, а ведь современный облик города складывался столетиями, и за всё это время шведы не взяли ни одной фальшивой ноты! 

     

    В архитектуре города нет помпезности, но есть гармония, нет эстетства, но есть эстетика. Возможно по этой же причине чуть ли не на каждом подоконнике  жилого дома вечером зажигается настольная лампа под уютным абажуром: шведы не любят яркий верхний свет и пышные люстры, предпочитая им боковое освещение, а любимый цветок, который тоже можно увидеть чуть ли не в каждом окне, это орхидея, причем чаще всего одна?     
  • 2
    05 нояб. 2018
    надежда (модератор)
    Elena Vasta Как уютно ты описываешь очарование этого города! Хочется все бросить и улететь к этим одиноким орхидеям и вечерним лампам).
  • 3
    05 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    надежда 
    Спасибо) Я только еще ехала в автобусе из аэропорта, так сразу же, как попала в город, обратила внимание на то, что в КАЖДОМ окне, на КАЖДОМ подоконнике есть лампа с абажуром) 


     
  • 4
    05 нояб. 2018
    NataRani
    Что-то это мне напомнило "Семнадцать мгновений весны", историю с Плейшнером и конспиративной квартирой в Берне.  Только там на окне стоял горшок с цветком - как сигнал провала явочной квартиры.  А тут прямо все квартиры... с цветочными горшками, лампами или подсвечниками  :)))
  • 5
    05 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    NataRani сказал(а):
    Что-то это мне напомнило "Семнадцать мгновений весны", историю с Плейшнером и конспиративной квартирой в Берн
     Кстати да, аналогия правомерная)
  • 6
    06 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Ленин со шпалой, или смена имиджа

    Шведская креативность не имеет границ.
    Как вы думаете, что это такое перед вами? Только, чур, не гуглить!
     

     Это памятник Владимиру Ильичу Ленину!

    А дело было так. Ленин бывал в Стокгольме неоднократно, и даже жил в нём, но в тот раз он следовал транзитом из Швейцарии в Россию:  торопился  возглавить разворачивающееся революционное движение.  Группа русских революционеров  прибыла на Центральный железнодорожный вокзал Стокгольма, где их  встречали шведские  социал-демократы и русские большевики, жившие в Стокгольме. 
     

     Во время проходившей в Стокгольме  демонстрации Ильич споткнулся о рельсу, и этот момент запечатлел фотограф. 
    Кроме того революционеры прошлись по магазинам города, и в универмаге PUB  Ильич сменил имидж: приобрел пальто с бобровым воротником и свою знаменитую кепку, с которой отныне не расставался.  
     

     
    И то верно: теперь перед народом выступал не буржуй в котелке, а социально близкий товарищ. Хотя  по началу нет-нет, да  кто-то из слушающих его на площади солдат предлагал "поднять того рыжего на штыки". 

     
    В семидесятых годах  скульптор Бьёрн Ловин,  увидев  групповое фото с призраком коммунизма, споткнувшимся о рельсу его родного Стокгольма,  вдохновился сюжетом, вырезал кусок мостовой, по которой ступала нога Ильича, и поставил ее около Музея современного искусства. 
    Крестиком отмечено место, по которому достоверно ступала ленинская нога, я так понимаю, что оно может быть сакральным для самых разных групп населения: и для тех, кто готов "припасть к стопам" вождя мирового пролетариата, и для тех, кто радуется тому, что его страна отделалась только кепкой.


     На этой странной приступочке  справа периодически привинчивают фотографию "того самого" эпизода, и которую периодически тырят. 

     Место выбрано безукоризненно: на острове Шеппсхольмен, во дворе "Музея современного искусства". 

     Шведы сняли смешной ролик про "переодевание" 
     
  • 7
    06 нояб. 2018
    lotusik
    Да, шведы креативные )).
  • 8
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik я в следующем посте тему креативности разовью)
  • 9
    07 нояб. 2018
    renya
    Elena Vasta сказал(а):
    Еще не уехав из Стокгольма, я начала ломать в голову над тайной его очарования
      Лена, ура! Я рада, что оно случилось)
  • 10
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    renya случилось! И во многом благодаря тебе. Когда мне в Аэрофлоте перечисляли варианты направлений, куда можно взять билет за мили, Стокгольм аукнулся: «А я понравился Жене!» И выбор был сделан)
  • 11
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Метро? Нет, Туннельбана!

    И не ищите в Стокгольме букву "М", когда захотите воспользоваться метрополитеном, но высматривайте тёмно-синюю букву "Т" на белом круглом поле: в Стокгольме метро называется "tunnelbana".

     Я не приобретала скидочные транспортные карты, потому что вряд ли бы смогла их выкатать, а дважды покупала разовый билет на один проезд, который стоит 44 кроны и действителен 75 минут. Продажа разовых билетов организована очень удобно: вы идете в крайне левый (первый) проход через турникеты, и там вежливый кассир продает вам билет (по карте или за наличные) и открывает турникет. Билет действителен с момента продажи, поэтому покупать сразу в оба конца нет никакого смысла. После покупки уберите билет в кошелек и не выкидывайте до самого выхода из метро: в поезд могут войти контролеры, которые попросят его предъявить и проверят, не исчерпали ли вы лимит времени, отпущенный на поездку.

    В Стокгольмском метро 3 линии (синяя, красная и зелёная) и 100 станций. Все эти три линии пересекаются в одной точке - на станции Т-centralen, она же - Центральный вокзал Стокгольма. Это трехуровневая станция метро: от такого остроумного решения я пришла в  восторг! Самый нижний уровень отдан синей ветке, средний и верхний уровень - это пересечение красной и зеленой ветки: чтобы перейти с одной ветки на другую, надо просто перейти на другую сторону платформы. 

    Для смены уровня вы можете воспользоваться эскалатором или лифтом—смотрите на указатели, а они на редкость вменяемы и понятны: мне НИ РАЗУ не пришлось ничего спрашивать, я путешествовала по метро так, как будто захожу в него ежедневно.  

     Главное, не забудьте обзавестись заранее схемой метро: зная, какая станция ваша и в каком направлении вам нужно перемещаться, вы без проблем окажетесь в нужном месте.

    Как вы видите, каждая станция имеет свое буквенно-числовое название и указание направления, которое совпадает с названием конечной станции. 

    Рассмотрим Красную линию: тут две ветки - Т13 и Т14.  Допустим, я нахожусь на узловой станции Т-centralen и  в разные стороны от меня разбегаются дороги, туннели и эскалаторы, а мне нужна станция "Йердет (швед. Gärdet)". Ищем ее и находим на красной ветке Т-13. На указателях я вижу два варианта: Т-13 Ropsten и Т-13 Norsborg. Мне нужна Т-13 Ropsten

    Все просто!

     

    Важно: по одному и тому же пути чаще всего идут поезда в обоих направлениях (исключение составляет несколько станций). И если вы вдруг решили внезапно выскочить из поезда, обалдев от красоты остановки и желая разглядеть её в подробностях, то прежде чем сесть на следующий поезд и продолжить движение, обязательно прочитайте, куда он следует: а то уедете в противоположном направлении. После отхода одного поезда сразу же появляется информация о следующем, а так же информация о времени его прибытия.

     
    Ну и поехали! Куда? Да знакомиться с  самым  большим и самым необычным музеем современного искусства, блестящим образцом оригинального промышленного дизайна, в котором малыми средствами достигается оглушительный эффект - со стокгольмским метрополитеном.
     

     

    Что же такого необычного сделали шведы? А вот что:  выбрав породу, они не стали шлифовать потолки и стены, а оставили их необработанными. В результате вы, как девочка Алиса, проваливаетесь  в кроличью нору заходите тунель и оказываетесь в стране Чудес  в замке горного тролля, стены которого папа и мама - тролли разрешили раскрасить своим деткам муми-троллям по их собственному детскому разумению. 


     
    Станция  Solna Centrum (синяя ветка Т-11)- моя фаворитка!

     
  • 12
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Я не инженер, не финансист, но полагаю, что шведы сэкономили тучу денег на отделке, обыграв грубость необработанных потолков и стен, тем самым развив  тему сказочного подземелья. Оформляя станции, они использовали такие художественные приёмы, как примитивизм и локальные инсталляции. 
     



     
    Одного вы не встретите в метро Стокгольма, да, собственно, и в самом городе - это дешёвки (кстати, "дёшево" и "дешевка" в моём понимании это не одно и то же).  Никакого пластика: скамейки либо каменные, либо деревянные: отменный вкус, экологичность  и технологичность в Швеции превыше всего). 

     
  • 13
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Ну и небольшое порфолио с рекомендациями к осмотру. Выше я уже наставила ярких картинок станции Solna Centrum. Это одна из станций синей ветки, а точнее -  Т-11. На синей ветке больше всего необычных станций, поэтому, за неимением времени, можно покататься хотя бы только по ней.

    Т-centralen
    Кстати, синяя станция Т-centralen тоже интересна: когда я оказалась на ней, то мне сразу пришла в голову аналогия с детскими рисунками, выполненными рукой ребёнка-гиганта: 

     
     Kungsträdgården (Королевский сад) синяя ветка Т10 и Т11
    А это самая первая станция стокгольмского метро, которую увидела я. Она находится в самом центре, и я, нашлявшись по городу до дрожи в ногах, решила немножечко отдохнуть, катаясь на подземке. И в метро у меня уже реально подкосились ноги от эклектики: по стенам текут ручьи, римские скульптуры сменяют скульптуры  горных королей, психоделические  стены и потоки - удар по органам восприятия был мощным! 



      
    Станция Tensta - синяя ветка Т-10
    Расположена далеко, предпоследняя станция, но прокатиться к ней нужно обязательно!
     



     
  • 14
    07 нояб. 2018
    lotusik
    Вау! Стокгольмское метро просто восторг! Нет слов! Какой простор для воображения! Когда я была там в 1996 году, мы ездили всюду на автобусе и в метро я не разу не спускалась. Помню только, что метро называется туннельбана.
  • 15
    07 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):
    Когда я была там в 1996 году, мы ездили всюду на автобусе и в метро я не разу не спускалась
     ну если еще раз окажешься, то обязательно спустишься)
  • 16
    2018-11-08 00:31:32
    Sonia
    Ух, как здорово! Весёлая фантазия! ))) Точно, что фантастично - как в сказке!
    Но в схеме я бы не разобралась ))) И в своем-то простеньком иногда умудряюсь задуматься и поехать в противоположном направлении )))
  • 17
    08 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Sonia сказал(а):
    Но в схеме я бы не разобралась ))) И в своем-то простеньком иногда умудряюсь задуматься и поехать в противоположном направлении )))
     Не надо себя так программировать) Надо говорить себе: если это сделал другой, то и я смогу)
  • 18
    08 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Экология во главе угла

    Шведы маньячно сортируют мусор, кажется, всего существует 7 или 8 различных контейнеров для различного мусора. Отделяют стекло, причем светлое собирается отдельно от тёмного, отдельно собираются всякие лампочки и батарейки, отдельно бумага, пластик, и, наконец,  пищевые отходы. Из пищевых отходов делается биогаз, на котором работает городской транспорт и уборочная техника. Благодаря сортировке свалки бытового мусора в Швеции исчезли как явление.

    Посмотрите:  на крыше автобусов находятся странные плоские контейнеры - это контейнеры с биогазом, полученном после переработки пищевых отходов. Кстати, автобусы двигаются абсолютно бесшумно.

    Цитата из статьи, ссылка на которую находится в самом конце поста:

    " Хотя перевозчики и теряют прибыль, общество в целом выигрывает: создается более комфортная среда обитания, очищается воздух, уменьшаются расходы на лечение болезней органов дыхания и — что особо важно — создается особая инновационная среда, в которой прогресс становится правилом даже в таких консервативных сферах жизни, как автобусные перевозки. 

    Наиболее перспективным для общественного транспорта признан именно биогаз, хотя еще недавно активно продвигался этанол, который производили из рапса, выращенного в том числе и в самой Швеции. Отказ от нефти — это стратегия энергетической политики в Швеции. По этой причине переход на альтернативные виды топлива поощряется и награждается: самый обычный гражданин, приобретая в личное пользование машину на биогазе или этаноле, может рассчитывать на премию до 3 тысяч евро, освобождение от ряда налогов, дешевое топливо и даже бесплатную парковку в Стокгольме."


    В Стокгольме есть целый район "энергетически пассивных домов" — Хаммарбю Хестад, куда я хотела доехать, но не успела.

     Квартал расположен на канале, по которому ходит бесплатный паром, а в домах нет частных автомобилей, потому что предусмотрены общественные:  приходи и бери себе тогда,  когда тебе нужно, не надо тратиться на парковку и техобслуживание. Район зеленый, похожий на несколько запущенный сад,  это творчество лучших ландшафтных дизайнеров 

    У каждого дома этого квартала на крыше находится своя солнечная батарея, а материал, из которых сделаны дома экоквартала, улавливает энергию тепла человеческого тела и использует ее на обогрев зданий.  На крыше расставлены лежаки и разбиты садики, сами крыши покрыты слоем дерна. Дождевая вода, проходя через него, очищается и попадает в систему технического водопровода, после чего используется заново — для полива газонов или охлаждения тепловых насосов. 

    А центральный вакуумный мусоропровод высасывает пакеты с раздельно собранным мусором со всего района в специальную камеру — отдельно пластик, отдельно стекло и металл. Чтобы не будить жителей мусоровозными машинами, мусор по пневмотрубам поступает в удаленное место.

    В общем, будущее наступило! Все Европа смотрит на Стокгольм - пока этот опыт уникален. Надо сказать, что  экологичные районы оказались  прибыльными. Но на начальном этапе пришлось действительно сильно вложиться, однако  общественное сознание в Швеции готово к тому, что нужно заботиться о будущем сегодня.  Шведы доказали, что экономика может расти при снижении уровня загрязнения: самый большой по  рост ВВП шведы сочетают с самым низким уровнем выбросов углекислого газа и максимальным использованием возобновляемых источников энергии.

    И еще вспомнилось: на двери моего геста висело объявление, что в Швеции бутилированая вода не выпускается, и что из кранов течет прекрасная питьевая вода, очистка которой в 300 раз экологичнее производства бутилированной воды.


  • 19
    2018-11-09 00:16:00
    NataRani
    За державу обидно...
  • 20
    09 нояб. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    NataRani сказал(а):
    За державу обидно...
     Да, Наташа, есть такое...Проблемы мусорных полигонов в Швеции не существует: все перерабатывается. Причём энергия, высвобождаемая при переработки мусора (выделяется много тепла), захватывается и обеспечивает энергией эти самые перерабатывающие заводы, точно так же устроены станции водоочистки: они сами себя обеспечивают энергией, никаких выбросов в атмосферу, никаких затрат на энергию