Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

О религиях мира от Ветки Тви

  • 1
    11 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    У меня есть несколько классных закладок в живом журнале, которыми я хочу поделиться.

    Стартую с записями из живого журнала Ветки тви, её журнал называется "Хлопок одной ладони". 

    И начну я, пожалуй, с "Восьми строф, упражняющих ум"

    Далее идет авторский текст
    _________________________________________________________________________________________________________
    Я вот раздумываю, стоит ли писать здесь про «Восемь строф, упражняющих ум», - которым, собственно, и была посвящена наша четырехдневная медитация. В одной книге, изданной в конце восьмидесятых, Далай-Лама упомянул о том, что сам он каждый день медитирует на Восемь строф. Каждый день в течение тридцати с чем-то лет на тот момент.

    Нашла даже в Интернете переведенные на русский комментарии Далай-Ламы к этим строфам. Но слова, которые были такими живыми и полными мерцающего смысла на английском, - на русском показались мертвы; пустые оболочки слов. Возможно, все зависит от того, на каком языке прочтешь в первый раз? Можно, конечно, скостить все на недостатки перевода. Но он – аккуратен и безупречно профессионален; мне самой – в жизни так не перевести. 

    Для меня эти строфы оказались очень важны; думаю, я бы хотела о них написать, - хотя бы просто для себя; такая как бы аналитическая медитация в виде письма. Не знаю, получится ли.
  • 2
    11 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Помещаю первую из «Восьми строф, упражняющих ум» (Геше Лангри Тангпа, 1054-1123). К каждой строфе прилагаются довольно длинные комментарии; я пересказываю их своими словами, но от этого они не становятся короче.

    Комментарий к первой строфе, видимо, придется разбить на части. Поэтому пусть будет так: Строфа Первая – Комментарий к Строфе Первой, Часть Первая (с последующим продолжением). 

    ВОСЕМЬ СТРОФ, УПРАЖНЯЮЩИХ УМ

    СТРОФА ПЕРВАЯ

    With a determination to achieve the highest aim
    For the benefit of all sentient beings,
    Which surpasses even the wish-fulfilling gem,
    May I hold them dear at all times.

    *
    Хочу достичь высшей цели
    Для блага всех чувствующих существ,
    Которые дороже даже, чем исполняющий желания драгоценный камень.
    Если бы я мог всегда помнить об этом.
  • 3
    11 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Комментарии к этой строфе Далай-Лама начинает с вопроса: 

    «Почему, собственно, мы должны считать других чувствующих существ такими уж ценными и драгоценными?»

    Все остальное является ответом.

    Если вдуматься, наше личное счастье и благополучие зависят исключительно от окружающих. Исполнение наших желаний и мечтаний, получение разнообразного необходимого нам опыта, - происходит в результате общения с другими людьми (животными, духами, богами… с чувствующими существами, одним словом). 

    Одежда, которая на нас надета, - скроена и сшита для нас кем-то; незнакомыми руками (ну, иногда – знакомыми).  
    Ее бережно доставили в магазин, чтоб мы могли ее купить. Погладили, аккуратно сложили, повесили на плечики. 
    Магазин тоже был построен специально для нас – этими невидимыми «другими». 
    Для нас застеклили витрины, поставили манекены, зажгли яркие лампы.
    Еда, которую мы едим, была выращена и доставлена к нашему столу – другими. 
    Множеством рук незнакомых нам живых существ.
    Ими же был построен наш дом.
    Проложены дороги. 
    Проведено электричество. 
    Вода.
    Газ.
    Ими же были написаны и напечатаны книги, которые мы можем читать, прихлебывая чай, заваренный из чайных листьев, которые бережно собрали для нас другие на далеких плантациях.
    Каждый день мы пьем молоко, которое дала нам какая-нибудь неизвестная корова. Которую подоил для нас неизвестный «другой».
    Другие изобретают для нас лекарства, и другие продают их в аптеках, - чтобы, если мы заболеем, мы могли бы купить себе лекарство и вылечиться.

    Признаться, я никогда в жизни не задумывалась об этом. Однажды вечером, лет десять назад, я ехала из Нагарии в Шломи, - мы тогда жили в Шломи, недалеко от ливанской границы, - было темно, лил дождь, в мокром шоссе отражались фонари. И вот там вдруг что-то приключилось, почти озарение, - или, по крайней мере, удивление, - и я почти задохнулась от мысли, что это шоссе кто-то же проложил для того, чтоб я по нему сейчас ехала, - кто-то поставил фонарные столбы, и зажег фонари, - посадил вдоль шоссе эвкалипты, открыл маленькие ресторанчики на обочине, полные теплой еды, - собрал из запчастей вот эту машину, в которой так тоскливо и так уютно ехать под дождем. Дворники мечутся как ненормальные по ветровому стеклу, потому что кто-то так устроил, чтоб они без устали сметали дождевые капли.  

    Один знакомый позже сказал мне, что Б-г (имелся в виду иудейский Б-г, поэтому использую традиционное написание) создает наш мир каждую секунду. Заново. Ты только представь, сказал знакомый, - Он творит наш мир из ничего, снова и снова. Каждую секунду – с нуля. Всякий раз Он заново творит этот дом, стены твоей комнаты, еду на твоем столе. Деревья за окном. Окно. Пыль на оконной раме. Всех людей, которые тебя окружают. Каждую секунду он творит заново тебя. И меня. Если Б-г на секунду отвлечется или устанет, - мир исчезнет.  

    Только оттого, что вокруг нас есть другие, мы можем спорить или соглашаться с ними. 
    Мы можем влюбляться.
    Ссориться. 
    Мириться.
    Расставаться.
    Встречаться.
    Тосковать.
    Звонить по телефону.
    Не отвечать на телефонные звонки, когда мы не в духе.

    Если б других не было, все это было бы невозможно.

    Поэтому все они, - окружающие нас чувствующие существа, - «дороже даже, чем исполняющий желания драгоценный камень». В каком-то смысле, они и есть эта магическая драгоценность. Миллионы ее граней.
  • 4
    11 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    В своих комментариях Далай-Лама приводит слова Шантидевы о том, что есть феноменальное различие между болью, которую мы испытываем, принимая на себя чью-то чужую боль, - и между той болью, которая состоит лишь из нашей собственной, личной боли и страдания.

    Наверное, мы не особенно задумываемся об этом в повседневной жизни. Но бывает, когда кому-нибудь очень близкому и любимому становится плохо, некий голос внутри нас говорит: уж лучше бы это случилось со мной! Со мной, а не с ним. Со мной, а не с ней.

    Шантидева замечает, что когда мы таким образом принимаем на себя чужую боль, это все равно больно, разумеется, - но тут присутствует элемент добровольности. Нашего личного свободного волеизъявления, что ли. И это меняет все дело. Потому что мы сами выбрали. И мы проживаем эту боль, как свой собственный выбор, за который несем ответственность.

    А когда на нас наваливается наша личная боль, то это как бы она нас выбирает, а не мы – ее. Ну, кто же добровольно выберет свою личную боль? С болью других – там иначе все обстоит, ее можно сознательно принять на себя. А в случае личной боли мы оказываемся пассивно страдающей стороной без права голоса. Личная боль подавляет нас и делает слабыми. Мы становимся как тряпичные куклы, набитые ватой.

    В буддийских практиках фундаментальное место занимет учение об альтруизме и сострадании; об отказе от собственного благополучия ради благополучия окружающих.  

    Далай-Лама подчеркивает, что для понимания и осуществления этой практики необходимо правильное понимание контекста. Основой этой практики является любовь к себе. 

    Я знаю: «любовь к себе» звучит весьма сомнительно. Стоит произнести эту фразу, как в воздухе тут же повисают кривые ухмылочки и язвительные комментарии. Я и сама стараюсь по возможности не использовать это выражение. Но в данном случае без него не обойтись. 

    Далай-Лама поясняет «любовь к себе» просто: это признание того факта, что все мы естественным образом стремимся к тому, чтоб быть счастливыми, и избегаем страданий.

    И окружающие нас люди (животные, голодные духи, адские существа, ревнивые и счастливые боги) точно так же, как мы, естественным образом стремятся к тому, чтоб быть счастливыми, и хотят избежать страданий.

    На этом простом уравнении, в сущности, и базируется теория и практика сострадания. 
  • 5
    13 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Неужели никто не прочитал это великолепное разъяснение первой строфы? Мне эти размышления и толкования кажутся очень важными  в наше злое время.
    Прочитайте! Вдумчиво. Пропустите через своё сердце.
  • 6
    13 мар. 2022
    lotusik
    Elena Vasta сказал(а):
    Неужели никто не прочитал это великолепное разъяснение первой строфы?
     Прочла, спасибо.
  • 7
    13 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Продолжу публиковать отрывки из блога замечательной Ветки Тви

    Завершение Комментария к Строфе Первой

    Возможно ли в принципе сопереживать всем чувствующим существам во всех мирах, - и имеет ли это смысл? 

    Может, руководствуясь логикой и здравым смыслом, стоит ограничить круг тех, о ком мы думаем, беспокоимся и заботимся, и кому желаем благополучия, нашими родными и близкими? Или хотя бы – населением планеты Земля, более или менее понятной и знакомой. 

    Мы ведь отвечаем за нашу планету, как Маленький Принц – за свою. 
    И наши любимые для нас – как Роза для Маленького Принца. 
    А друзья, которых мы приручили, - как Лис.
     

     

    Чувствующих же существ - мириады мириадов, всех мыслимых и немыслимых форм, размеров и цветов. Одни странно выглядят. Другие неприятно пахнут. Третьи ведут себя совершенно неприемлемым образом. Впрочем, большую часть этих мириадов мы не способны ни увидеть, ни вообразить. Они населяют мириады миров: каждый из шести основных миров Самсары разделен на филиалы. Нарезан ломтиками, как день-рожденный торт.

    Чтобы представить, как мы на самом деле не можем представить несметное количество миров Самсары, не говоря уж об их обитателях, предлагаю устроить очень короткий экскурс в Адский Мир, – в Адские Миры.

    Итак, существует Адский Мир (Нарака). 

    Он разделен на Холодные Ады, Горячие Ады и Изолированные Ады.

    Известно восемь Холодных Адов:
    Арбуда.
    Нирарбуда.
    Атата.
    Хахава.
    Хухува.
    Утпала.
    Падма.
    Махападма.
    В каждом последующем Холодном Аду продолжительность жизни его обитателей в двадцать раз длиннее, чем в предыдущем.

    И восемь Горячих Адов:
    Санжива.
    Каласутра.
    Самгхата.
    Раурава.
    Махараурава.
    Тапана.
    Пратапана.
    Авичи.

    Изолированные Ады двух типов, как минимум:
    Пратьека-Нарака
    и
    Локантарика.

    Однако этими географическими названиями дело не ограничивается. Некоторые источники описывают сотни, и даже сотни тысяч разнообразных адов. В каждом из этих миров обитают мириады (миллиарды, биллионы, триллиарды?) чувствующих существ.
     

      

     

    А ведь есть еще:
    Мир Голодных Духов.
    Мир Животных.
    Мир Людей.
    Мир Ревнивых Богов.
    Мир Счастливых Богов.

    Хорошо, с одной стороны, что никто еще не догадался провести в Самсаре перепись населения. Хотя за несколько миллионов миллиардов аеонов лет, может быть, удалось бы управиться.

    Принимая во внимание такое подавляющее количество существ, состраданию к которым мы должны научиться, Далай-Лама в своих комментариях специально рассматривает вопрос «почему не стоит ограничиваться одними лишь родными и близкими».

    Его объяснения показались мне довольно исчерпывающими. 

    Мы не должны замыкаться на родных и знакомых, потому что нам важно научиться включать в число чувствующих существ все без исключения живые организмы, которые способны испытывать боль и стремиться к счастью. Какими бы нелепыми и примитивными они ни казались нам на первый взгляд. Иначе неизбежна дискриминация. Этот – достоин счастья, а тот – нет. Он как-то не так выглядит, он другой. Он так гадко ползет по тротуару, червяки вообще противные. Не подходи к этому уличному псу, у него наверное бешенство. Отвернись от нищего. Не разговаривай с прокаженным. Держись подальше от этого человека. У него - некрасивая фигура, нос неправильной формы, от него пахнет чесноком, он говорит с акцентом, к тому же глупый, и у него рога и копыта, и блохи тоже, и вообще он меня раздражает. 

    Пока мы продолжаем так относиться хотя бы к одному чувствующему существу, вся наша Самсара будет в столбах, колючей проволоке и автоматчиках, дежурящих на вышках. 

  • 8
    29 мар. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    СТРОФА ВТОРАЯ

    Whenever I interact with someone,
    May I view myself as the lowest amongst all,
    And, from the very depths of my heart,
    Respectfully hold others as superior.

    *
    Если б я всегда мог ставить себя ниже всех прочих,
    С кем бы ни пришлось мне столкнуться. 
    Если б из самых глубин своего сердца
    Я мог ставить других, - всех до одного, - выше себя.


    Слова человеческого языка не слишком точны. К тому же, связь между словом и значением для нас безнадежно темна. Контуры слов размыты, смыслы - туманны. Неудивительно поэтому, что мы постоянно путаемся. Иногда целая жизнь уходит на беспомощное барахтанье в словах и понятиях. 

    Мы принимаем Жалость – за Сострадание.
    Зависимость – за Любовь.
    Самсару – за Нирвану.


    Еще в советских книжках было написано о том, что «жалость унижает человека» (про других чувствующих существ тогда особо не распространялись). 

    Далай-Лама в комментариях к Строфе Второй отмечает, что забота и неравнодушие, которые мы учимся испытывать по отношению к другим чувствующим существам, ни в коем случае не должны основываться на жалости. Потому что, стоит нам кого-нибудь пожалеть, как мы сразу начинаем смотреть на объект нашей жалости свысока. И тогда Сострадание немедленно заканчивается, - иногда даже не успев начаться. 

    В буддийском контексте, поясняет Далай-Лама, Сострадание и Любящая Доброта (Loving Kindness) являются двумя сторонами одного целого.

    Сострадание – это эмпатия. Это стремление увидеть объект сострадания (чувствующих существ) - свободными от страданий.

    Любящая Доброта – это стремление увидеть их счастливым. Осознанное и сконцентрированное пожелание счастья всем другим чувствующим существам.

    Мы, в принципе, довольно неплохо умеем сострадать своим родным и близким. Время от времени у нас получается любить их и даже желать им счастья. Однако наши чувства едва ли можно назвать бескорыстными. Мы слишком зависим от этих людей, - от их поощрений, настроений, желаний; от их мнений, фантазий, причуд. Мы думаем: «это мой друг, мой муж, мой ребенок»... Мы желаем им всего самого лучшего, потому что они помечены этим волшебным ярлычком – «мой». Но стоит кому-нибудь из них не так на нас посмотреть или ответить нам не тем голосом, или совершить другой, более серьезный проступок, - как тут же в наших сердцах мутной пеной вскипают раздражение и злоба. И тогда Сострадание в два счета может обернуться собственной противоположностью. И вместо того, чтоб желать этому конкретному человеку счастья, мы можем начать желать ему – всяческих несчастий.

    Сострадание в буддийской традиции начинается с одинаково ровного отношения ко всем, всем, всем чувствующим существам. Потому что твой друг в этой жизни мог быть твоим злейшим врагом в прошлой. А сегодняшний злейший враг в прошлых жизнях был твоим лучшим другом. Мужем, женой, матерью и отцом. 

    В промежутке между жизнями все быстренько забежали в темную гримерку, наскоро сменили костюмы и лица, схватили первые попавшиеся бумажки с ролями, - так, что теперь все перепуталось и никого не узнать. Но в следующем акте нашей бесконечной пьесы твой нынешний враг и соперник, уже в новом костюме, быть может, опять спасет твою жизнь. 

    Принимая во внимание превратности Самсары и потенциальные возможности каждого чувствующего существа становиться как нашим другом, так и нашим врагом, мы должны научиться относиться ко всем одинаково ровно.

    Одинаково ровное отошение к окружающим, пишет Далай-Лама в комментариях к Строфе Второй, неизменно включает в себя элемент некоторой не-привязанности (detachment), - что на первый взгляд может показаться обыкновенным равнодушием. Хотя и не является таковым.

    Культивировать в себе не-привязанность, - это как вырвать жало у навязчиво жужжащей у нас в голове страсти дискриминировать; разделять окружающих на далеких и близких, к примеру.