Комментарии к этой строфе Далай-Лама начинает с вопроса:
«Почему, собственно, мы должны считать других чувствующих существ такими уж ценными и драгоценными?»
Все остальное является ответом.
Если вдуматься, наше личное счастье и благополучие зависят исключительно от окружающих. Исполнение наших желаний и мечтаний, получение разнообразного необходимого нам опыта, - происходит в результате общения с другими людьми (животными, духами, богами… с чувствующими существами, одним словом).
Одежда, которая на нас надета, - скроена и сшита для нас кем-то; незнакомыми руками (ну, иногда – знакомыми).
Ее бережно доставили в магазин, чтоб мы могли ее купить. Погладили, аккуратно сложили, повесили на плечики.
Магазин тоже был построен специально для нас – этими невидимыми «другими».
Для нас застеклили витрины, поставили манекены, зажгли яркие лампы.
Еда, которую мы едим, была выращена и доставлена к нашему столу – другими.
Множеством рук незнакомых нам живых существ.
Ими же был построен наш дом.
Проложены дороги.
Проведено электричество.
Вода.
Газ.
Ими же были написаны и напечатаны книги, которые мы можем читать, прихлебывая чай, заваренный из чайных листьев, которые бережно собрали для нас другие на далеких плантациях.
Каждый день мы пьем молоко, которое дала нам какая-нибудь неизвестная корова. Которую подоил для нас неизвестный «другой».
Другие изобретают для нас лекарства, и другие продают их в аптеках, - чтобы, если мы заболеем, мы могли бы купить себе лекарство и вылечиться.
Признаться, я никогда в жизни не задумывалась об этом. Однажды вечером, лет десять назад, я ехала из Нагарии в Шломи, - мы тогда жили в Шломи, недалеко от ливанской границы, - было темно, лил дождь, в мокром шоссе отражались фонари. И вот там вдруг что-то приключилось, почти озарение, - или, по крайней мере, удивление, - и я почти задохнулась от мысли, что это шоссе кто-то же проложил для того, чтоб я по нему сейчас ехала, - кто-то поставил фонарные столбы, и зажег фонари, - посадил вдоль шоссе эвкалипты, открыл маленькие ресторанчики на обочине, полные теплой еды, - собрал из запчастей вот эту машину, в которой так тоскливо и так уютно ехать под дождем. Дворники мечутся как ненормальные по ветровому стеклу, потому что кто-то так устроил, чтоб они без устали сметали дождевые капли.
Один знакомый позже сказал мне, что Б-г (имелся в виду иудейский Б-г, поэтому использую традиционное написание) создает наш мир каждую секунду. Заново. Ты только представь, сказал знакомый, - Он творит наш мир из ничего, снова и снова. Каждую секунду – с нуля. Всякий раз Он заново творит этот дом, стены твоей комнаты, еду на твоем столе. Деревья за окном. Окно. Пыль на оконной раме. Всех людей, которые тебя окружают. Каждую секунду он творит заново тебя. И меня. Если Б-г на секунду отвлечется или устанет, - мир исчезнет.
Только оттого, что вокруг нас есть другие, мы можем спорить или соглашаться с ними.
Мы можем влюбляться.
Ссориться.
Мириться.
Расставаться.
Встречаться.
Тосковать.
Звонить по телефону.
Не отвечать на телефонные звонки, когда мы не в духе.
Если б других не было, все это было бы невозможно.
Поэтому все они, - окружающие нас чувствующие существа, - «дороже даже, чем исполняющий желания драгоценный камень». В каком-то смысле, они и есть эта магическая драгоценность. Миллионы ее граней.