Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Индийский театр

  • 1
    17 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    В древнеиндийской театральной теории существует легенда о происхождении сценического искусства. Оно имеет высокое, небесное происхождение, и было создано Брахмой как специфическое отражение реальности, для того, чтобы показать «все дела этого мира». В мир людей театр сошел посредством мудреца Бхараты; человеческими усилиями повторяются действия, совершенные первоначально на небесах, в царстве Индры. Театр, таким образом, предстает здесь как зеркало мира, как его двойник, тень. Смысл же этого отражения заключается в обострении восприятия и размышления, в пробуждении одновременно эмоционального чувствования и логического мышления обо всем, происходящем во времени, то есть о вещах возникающих и проходящих. 

    Индийское театральное искусство – многообразно и поразительно. Подчас кажется, что вся Индия – один огромный театр, одновременно играющий сотни различных спектаклей. Одни из них прекрасны и входят в глубокий резонанс с моей душой, другие же выворачивают наизнанку и ужасают. Но как бы то ни было, я продолжаю смотреть и стараюсь понимать это древнее, но всегда современное и актуальное представление о жизни, смерти и преображении. 


    Светлана Рыжакова - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Индийского антропологического общества (Indian Anthropological Society), член Европейской ассоциации социальных антропологов (European Association for Social Anthropology), мой соавтор по фильму "Семь земных - девять небесных. Люди и музыка Мегхалайи"

    В этом топике попробую сжато поделиться с вами полученной от Светочки информацией.



  • 2
    17 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Артистическая кухня Индии  

    В природе существуют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода.  Еда и секс - важнейшие темы в истории каждой культуры. В Индии существует и третий инстинкт - инстинкт перформанса, который так же, как и первые два, связан с удовольствием.  И с продолжением рода и вида! Попредставлять, повыступать -  в это суть Индии, ведь вся Индия - это большой театр!

    Вспомните, как Индия сообщает нам о том, что  считает в своей стране самым главным? Что дизайнеры индийских международных аэропортов выбрают для оформления  залов прилёта и вылета?

    Дели. Международный аэропорт им. Индиры Ганди 

     
    Дели. Доместик  

     
    Хайдерабад. Международный аэропорт им. Раджива Ганди 


     
    Мумбаи. Международный аэропорт им. Чатрапати Шиваджи 


     
    Колькатта. Международный аэропорт им. Субхаса Чандра Боса (фото Светланы Рыжаковой)


     Аэропорт Мангалу (фото Светланы Рыжаковой) Два актера театра якшаганы

     

    Любовь Индии к перфомансу во всей своей красе  можно было наблюдать во время пандемии коронавируса -  посмотрите, как проявился художественный инстинкт индийцев во время пандемии:

    Коллаж Светланы Рыжаковой 

    1 -3 Полицейские предупреждают об опасности и устраивают рейды
    4     Сжигание коронасура
    5      Бенгальские Читракары придумали такой плакат: Кали изгоняет коронавирус из Индии

    Взаимосвязь искусств в Индии очень тесная. В Вишну-дхармоттара-пуране  изложена беседа  мудреца Маркандеи и Ваджра раджи.

    Раджи обратился к мудрецу с просьбой:   

    -  О, мудрец! Научи меня способу создания скульптур богов - чтобы они содержали сущность бога!
    -  Кто не знает законов живописи, тот не поймет и законов скульптурного изображения, - ответил мудрец

    - Хорошо, тогда научили законам живописи!
    - Но чтобы понять законы живописи, нужно овладеть искусством танца!

    - Что ж, я готов обучаться искусству танца
    - Хорошо, но овладеть танцем трудно без постижения законов инструментальной музыки! Если кто не умеет играть, то он не умеет и танцевать!

    -  Как скажешь, мудрец. Наставь меня в законах инструментальной музыки!
     - Но законы музыки инструментальной нельзя учить отдельно от музыки вокальной. Сначала ты должен научиться петь.

     - Хорошо, если вокальное мастерство вершина и основа всех, искусств, то научи меня ему.

    Этот диалог показывает нам, как различные виды искусств перетекают одно в другое, как закольцовываются они в индийском сознании. Мысли, движения, вкусы, запахи, звуки пронизывают все части тела, качество каждой составной части влияет на всё остальное. 

     
    Существует раджпутский средневековый  стиль живописи Рагамала , на котором предметом живописи является музыкальные формы.  

    Музыкальные Кумар Прасад Мукерджи сравнивая  две музыкальных традиции, прибег к очень интересной метафоре:
    "Не то,  чтобы тут были различия в ароматах: ароматы обоих стилей одинаково богаты. Правильнее будет обьяснить разницу между ними разницей во вкусе прекрасного брияни, заправленного шафраном и всеми другими специями, и безвкусного овощного карри."

    Знаменитый танцор Берджи махарадж выстукивая замысловатый ритм катхака, прибегает к словесной кодировке, используя долгие  и короткие гласные. Он произносит название индийских блюд, подчеркнуто удлиняя "долгие" гласные :
         - сабаджиии  пууури  оооре качооори (овощи, лепешки пури, пирожки качори).

    Хлеба и зрелищ "Риса и зрелищ" требует любая культура мира. В Индии считается, что если человек со вкусом готовит вкусную пищу будет успешен и в других искусствах. Красота и следование правилам в рутинном быту так же обязательна, как и следование законам искусства.

    А как театрально выверены и зрелищны пуджи в Индии!  Когда присутствуешь на богослужениях в Индии тебя непременно посещают мысли о перфомансе: настолько они насыщенны ритуальными действиями и  закустически выверенным сопровождением 

     

  • 3
    17 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Современная театральная культура Индии чрезвычайно разнообразна!  Существует два театральных института, которые исследуют, изучают, помогают самобытным коллективам и пропагандируют искусство Индии у себя в стране и за рубежом.

    1) Академия Сангин Натак  (Sangeet Natak)  - появилась в 1952 году. Они организуют фестивали народных театральных школ Индии. Тут и Бахаваи, и Якшагана из Кералы. и Зикр из Ассама, и Фунга-либа из Манипура, и столь редкая в Индии пантомима, пантомима, и  Анка-на (сказительская традиция) и многие другие 



     2) National shcool of Drama, который сначала был частью Sangeet Natak, а затем стали работать самостоятельно., но в том же направлении.

     Следует развеять миф, который больше существует в отношении танца, но и в отношении театра то же. А миф это такой: "Театр и танец существуют в Индии с незапамятных времен, это живая архаика, они полностью сакральны". Но это не так.  Театральное искусство - эта река, наполненная множеством потоков, многие из которых берут начало в глубокой архаике, но в том виде, в котором они существуют сегодня, они складывались постепенно, отразив несколько эпох.

    Замечательный танцовщик Удай Шанкар, который танцевал с Анной Павловой, исполняя только Кришны, легко соединял разные стили со стилями индийского танца 

     Или Рам Гопал, сделавший прорыв в индийском классическом танце 


     Или  Мриналини Сарабхаи, выступавшая на одной сцене с европейцами . Все эти великие танцоры легко соединяли разные стили, впитывая всякие инновации, всякое творчество, их танцы никогда не были архаикой, но тем не менее это были индийские танцы

     В Индии есть свои артистические сообщества -  перформеры. 
    Среди них были и женщины, что не свойственно больше не одной азиатской древней театральной культуре 

    1) Куши-Лава (сыновья Рамы)
    2) Бхагаватули/Бхагаватар (так или иначе связанные с именем Кришны)
    3) Бхаат  - театральные стили Раджастана (анцоры, акробаты)
    4) Катхакавочака (сказители). Он рассказывали истории, которые могли читаться сутками. Рассказывание историй, как и их слушание, могло длиться сутками.
    5) Нартака  - танцоры и танцовщики


    Дайваратхана (Карнатака)/Калиятам (Керала)
    Замечательная,  уникальная  вещь, которая до сих пор живёт в Индии. Дайваратхана - традиция, которая сохранилась в современном  Тулунаду (Южная Карнатака-Северная Индия). Традиция, связанная с обретением духа божества. Возможно вы слышали ее под названием Теям, но Теям - это собственно божество. Люди, занятые в этом перфомансе, не актеры, и вообще это нельзя назвать театром, хотя элементы театральности там есть. 

    Это нечто, лежащее между театром и ритуалом, это ритуальная драма. Это не светское представление, хотя в последнее время его стали представлять на сцене. Это очень консервативная вещь, которая сопротивляется театрализации. 

    Но об этом будет отдельный разговор. 

     
  • 4
    17 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Классификация индийских театров  


      
    Истоки  термина фолк  лежат в 18 веке.  Под термином фолк в Европе понималась крестьянская культура, которой противопоставлялась культура классическая (дворянская) .  Элементы классической культуры иногда являлись основой культуры народной: например, деревянная посуда, расписанная в стиле хохлома имитирует серебряную посуду и серебряные ложки высокого сословия. Элементы народной культуры так же могут пускать ростки  в элитарной культуре.

    С неевропейскими культурами ситуация несколько иная: например почти все индийское искусство вводили в категорию фолк, а иногда объединяли в общую категорию хинду, подчеркивая его народность. Только с конца 19 века в театральном искусстве Индии начинают выделять  народное и не народное. Для культурно "иного" театрального искусства выбрали термин "классическое",  а для народного  -  rural  (сельское) и popular (массовое).

    Противоположное народному - это то, что заключено в определенные правила, что представляется не всюду и не всеми.

    В частности, можно привести в качестве примеров Кudiyattam и Ankhna-nat. 

     
    Классифицируя индийские театры, Светлана Рыжакова предложила следовать такому варианту:  


     Антропологический подход к изучению театра: 

    — кто представляет?
    — для кого представляет?
    — когда представляет?
    — как средставляет?
    — в чем представляет?
    — что представляет?
    — зачем представляет?

     
    Театр так же, как и кухня, нужен для того, чтобы насытится. Rag, rasoi — ek hi baat hai - говорят индийцы (музыка и кухня - это одно и то же). В отличии от западного  классического искусства, которое очень четко разводит материальное и духовное, индийское искусство  соединяет их, во всяком случае метафорически.  Музыканты, вообще-то,  тоже аскеты, они тапасья и могут длительное время воздерживаться от приёма пищи, чтобы достичь желаемого оглушительного результата.

    Метафоры, которые они используют играя и танцуя,  существуют для того, чтобы изменить реальность, чтобы создать чудо. Про великого танцора Тансена  - великого музыканта, жившего при дворе Акбара,  ходят легенды, что когда он пел  рагу Дипак  (рагу огня), то в здании начался пожар. Жар Тансена, эмоциональная наполненность его раги были столь сильными, что вокруг всё вспыхнуло.  

     Но поскольку его сестра (по некоторым источникам дочь) была равна ему в искусстве метафорического пения, то она запела рагу Мега , вызывающую дожди, и пошел дождь, который потушил пожар раги огня.


    Топик писала Рони, она очень устала, сейчас валяется без чувств, требую ознакомится с ее трудами) 

     
  • 5
    17 апр. 2022
    надежда (модератор)
    Какая умная и начитанная девочка! Конечно, обязательно ознакомимся)) 
  • 6
    24 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Богатое искусство бедных людей  
     Кудияттам, катхакали и другие искусства княжеств Траванкор и Кочин (Керала)  

    Современный штат Керала поразителен по своей насыщенности различными исполнительскими формами, которые практикуют в том числе и местные христианские и мусульманские сообщества. При индуистских же храмах здесь в XVI в. сложился театр кудияттам, а несколько позднее появилось и более «светское» искусство танцевальной драмы, катхакали; облик актера этого театра стал культурным брендом как штата Керала, так и нередко всей Индии. Но как эти театры связаны с воинской традицией калариппаятту, с ритуалами воплощения богов? В этой лекции мы обратимся также к теме актерской выразительности, абхинайя, описанной в санскритских текстах «Натьяшастра» и «Абхинайя дарпана», и по-разному практикуемой в каждой из театральных форм.

    Светлана Рыжакова



     Тираятам (Thirayattam)     

     Эта традиция представляет из себя смесь  из танца, театра, музыки, сатиры и элементов спортивной гимнастики. Представление идет в священных деревенских рощах. 
     
     
     Находящиеся в трансе артисты изображают местных богов. Кроме  костюмов используются маски. Тираятам - это  нечто среднее между ритуалом и искусством.  

      Чавитту надакам (Chavittu Nadakam)  

    Этот вид перфоманса имеет португальские католические корни. Изображаются библейские сюжеты, а вот костюмы и грим - это творчество местных режиссеров. Этот вид перфоманса -  своеобразный гибрид оперы и народных корневых традиций.        
     
              
      
    Чакьяр Кутту (Chakyar Koothu)  

    Это интермедия, которую исполняют профессиональные традиционные актеры Куддияттам. Но  Куддияттам -  это ночное представление, и перед ним, в дневное время, актеры надевают вот такой специфический костюм и "разминаются", разыгрывая смешные сценки в традиции Чакьяр Кутту (о Куддияттам будет отдельный пост). Считается, что это один из видов древнеиндийской сатирической, или шутовской  пантомимы.   
     Чакьяр Кутту -  это сольное выступление, не требующее большой предварительной подготовки, и  зачастую является импровизацией.
         
                   
      Куматтикали (Kumattikali)     
    Это масочные шествия, схожие с карнавальными. Увидеть его  можно в центральной Керале. В рамках индуистских праздников ряженые ходят от дома к дому, разыгрывая мини-представления и собирают подношения (колядуют)  
     

      Маргам Кали (Margamkali)

    Интересная традиция, характерная для центральной и южной Кералы (южнее Канура), причем распространена среди христианских и мусульманских регионов, связанных со святым Фомой (Томасом).  
      
     
    Это песено-танцевальная форма, первоначально возникшая в среде  сирийских христиан. В этом очень красивом представлении есть две части: круговой танец-хоровод  и танец с мячом и щитом. 

      
    Кришнанаттам (Krishnanattam)  

    Кришнанаттам - это прародитель знаменитого театра  Катхакали. Катхакали возник из Кришнаттама, так что эту традицию можно считать отцом Катхакали  (а Кришнаттам возник из  Кудияттама, так что  Кудияттам  -  это дедушка Катхакали).  Кришнаттам был  создан в северной Керале в 17 веке при дворе раджи, который его, собственно, и придумал, и  был связан исключительно с культом Кришны. Изначально  Кришнаттам представляли  исключительно во дворце. Потом постепенно традиция перестала быть только дворцовой, и Кришнанаттам стали представлять в храме Гуруваюр  (к сожалению, в храм Гуруваюра нехинду попасть нельзя, да и не все хинду туда вхожи). 
     


    Туллал (Thullal)  

    В Керале есть несколько театральных традиций Туллал, а точнее три. Это сольные представления.

    Оттан Туллал (Ottan Thullal)    
     
    Это традиция наиболее более известная из трех Тулалов. Она была придумана знаменитым керальским поэтом.  Оттан Туллал  - это комедийный сольный танец, который сопровождается текстами  с социальной направленностью. Традиция имеет весьма существенный  политический подтекст,  было даже время, когда  Оттан Туллал в Керале находился  под запретом.  
     Грим исполнителя Оттан Туллала очень типичный, всегда зеленый, что означает позитивность (положительность) персонажа. По сравнению с Катхакали, грим Оттан Туллала довольно  упрощенный.               
    Шитанкан Туллал (Shithankan Thullal)  

    Сам танец, все движения исполняются  в медленном темпе. В отличие от Оттан Туллала, где танец сопровождается не пением, а речёвками, тут много пения. Жесты в Ситанкан Туллале весьма своеобразные, чем-то напоминающие японские пантомимы.   
     

    Параян Туллал (Parayan Thullal)

     Это поэтическое представление,   построеное на ритмических рисунках. Сюжеты, которые используются для представления, прописаны в традиции. Они реферируют к "Махабхарате", но со своими вариациями, сюжеты часто осовременены, но связь с главной идеей Махабхараты всегда прослеживается.

     Представляется утром.  
           

     Продолжение следует
  • 7
    24 апр. 2022
    Orissa
    Как интересно про театр  Кералы! Представление  катхакали с первого раза  поразило моё  воображение, мечта - увидеть  всё  остальное, про  что написано выше, очень много новой  информации! Кроме  катхакали лично  я  знала  только  про  тейям -  очень  буду  ждать отдельный рассказ  про него!  
    А  еще  я  поняла теперь, что  в  одном  из  фильмов  на  малаялам  я  видела  
    Elena Vasta сказал(а):
    Чавитту надакам (Chavittu Nadakam)   Этот вид перфоманса имеет португальские католические корни.
     Тогда  вообще  не  поняла, что это за  жанр  такой, и  подумала, что  эту  сцену  сняли  таким образом исключительно  для  фильма)

    Эх, было бы  здорово попасть когда-нибудь на  театральный или танцевальный  фестиваль именно в  Керале....
    спасибо за топик, жду  продолжения!
  • 8
    24 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Orissa сказал(а):
    Эх, было бы  здорово попасть когда-нибудь на  театральный или танцевальный  фестиваль именно в  Керале..
    Попасть на фестиваль  не так сложно, но я больше хочу попасть на реальное представление Теям, которое проходит в деревне, и это тоже не сложно. Светлана Рыжакова изучает  ритуальные танцы и практики одержимости, для полного погружения в тему  подолгу  проживает в деревнях, где эти ритуалы  практикуют. Я могу взять у неё самую точную наводку о дате и месте
    Orissa сказал(а):
    Тогда  вообще  не  поняла, что это за  жанр  такой, и  подумала, что  эту  сцену  сняли  таким образом исключительно  для  фильма)
     Отличная иллюстрация)
  • 9
    25 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Orissa  а посмотри ролик с  Тираятам (Thirayattam) - с этой традиции  я начала рассказывать о театрах Кералы. Огонь!
  • 10
    25 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Контролируемая одержимость. Ритуальные формы Кералы, связанные с перформансом  

    Текст Светлана Рыжакова

      Традиция Калиятам (Kaliyattam)  

     Калияттам - это традиция, внутри которой существют персонажи  связанные с божествами, которые называются тейям  (или дайва). Калияттам- это разыгрываемое  сказание, эпос, посвященное дайвам, (тейямам и бхутам).  
     
    Тейям и дайва - кто они?    
    Тейям - на языке малаям обозначает божество.  Но так же тейямом называют и перформера, который представляет божество во время ритуала, а зачастую и сам ритуал. Некоторые из богов-теяймов имеют санкритизированные имена, но это не должно вводить нас в заблуждение: это не санскритские, а местные боги. 

    Важно понимать, что каждое божество (каждый тейям) почитается определёнными сообществами: они могут быть покровителями рода, клана, отдельной семьи, отдельной  территории или даже округа. 

    Локальность, принадлежность данной территории — чрезвычайно существенная черта дайвов, поэтому всякая продажа дома и земли для семьи или другого сообщества означает и продажу тех божеств, с которыми они связаны. Так, Балан Нам-бьяр подчеркивает, что дайвы — это «земные боги», они обитают не «на небесах», а здесь, на этой земле, среди своих почитателей, среди людей. Это люди из  прошлого, существа разного происхождения и облика, обожествленные предки. 

    Важная особенность как дайвов, так и тейямов — их онтологическая промежуточность,  принадлежность одновременно миру животных, людей, богов. Панджурли имеет облик свиньи или вепря. Многие божества могут проявляться в виде как животного, так и человека или даже предмета.  

    Земная жизнь бога (а многие боги - это в прошлом люди) зачастую была ужасной: они занимались террором, насилием, убийством,  могли быть сами невинно убиенными жертвами, но после своей смерти они обрели совсем иную идентичность. 

    Для того,  чтобы стать тейямом, надо умереть

     Фотография Сергея Соловьева

     
    Для живых людей они оказываются помощниками в разрешении земных конфликтов, вообще всех проблем со всеми живыми существами и процессами, которые живут на их территории. Кроме того, истории и облик дайвов и бхутов свидетельствуют о них также как о персонифицированных страхах, ужасах, сомнениях, переживаниях, нереализованных надеждах.

    Тейямы и дайвы  отличаются друг от друга своими биографиями, своими функциями, своими обязательствами.  Некоторые из них имеют определенную специализацию, например кто-то восстанавливает справедливость.  

    Дайвы и тейямы могут быть как мясоедами, так и  вегетарианцами. В первом случае им преподносят кровавые жертвы, дайвам и тейямам - вегетарианцам преподносят цветы и фрукты.

    Одни тейямы относятся к низким кастам, другие  "приписаны" к более высоким кастам. 

    Некоторые тейямы или дайвы, относятся к царской касте (они так и называются - Раджа Дайва) а есть их адьютанты (слуги, охранители), но они тоже мощные. 

    Более низкие дайвы, кстати, охваченные духом божества, могут  в ходе ритуала откусить голову живому  петуху и выпить  его кровь, имитируя действия самого божества. 

  • 11
    26 апр. 2022
    IrinaVolga (модератор)
    Последнее видео впечатлило...(((
  • 12
    26 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Последнее видео впечатлило...(((
     Как и описание процесса:
    Elena Vasta сказал(а):
    Более низкие дайвы, кстати, охваченные духом божества, могут  в ходе ритуала откусить голову живому  петуху и выпить  его кровь, имитируя действия самого божества. 
     
  • 13
    26 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Перформеры Тейям

    по материалам Светланы Рыжаковой

    В индийской театральной теории эстетического восприятия четко разделяются источник и субъект впечатления, «представляющие» и «воспринимающие», актеры и зрители. Метафорическим гастрономическим языком они обозначаются как «те, кто вкушает» и «те, кто готовит».

     По-видимому, это соответствует разделению позиций жрецов и заказчиков обряда в религиях индийского корня.

    В ситуации театрального представления «вкушать» и «забываться» могут зрители  или заказчики, в то время как актеры не должны «вкушать» тех эмоций, испытывать те состояния, которые они представляют («готовят»), т.е. не должны в момент представления реально переживать те чувства, которые они изображают.

    Однако в индийской этнографической реальности существуют традиции, которые нельзя  однозначно отнести ни  к числу чисто «религиозных» (или культовых), ни к чисто «художественным». В их центре находятся ритуальные практики одержимости и владеющие  управляемым трансом  перформеры, которые одновременно причастны и к религиозному опыту и одновременно должны играть, следуя сценарию представления.  Они выступают как одержимые богами медиумы, актеры, танцоры и целители. 


    Фотография Сергея Соловьева   


     Кто же эти люди, представляющие богов?

    В английской литературе их часто называют performers, impersonators, подчеркивая именно аспект преображения личности и активной актерской игры, проводимой ими по ходу совершения обряда. В Северном Малабаре их называют колакарран — "люди, принимающие облик богов".

     Фотография Светланы Рыжаковой


     В центре обряда почитания дайвов (тейямов) лежит одержимость духом божества или обожествленного героя. Согласно местной традиции, эта одержимость в совокупности с техникой костюмированного представления четко закреплена за несколькими небольшими сообществами. 

     Люди, подвергающиеся одержимости во время ритуалов Тейям  (перформеры), при этом не являются жрецами данных культов, а часто — как ни иронично это звучит — даже не имеют права  входить в святилища тех божеств, которые в них вселяются. Причиной тому их низкий социальный статус и культовая «не-чистота». Однако именно они занимаются трансформацией!

    Перформеров можно  условно можно сравнить с парком «лицензионных такси», в которые «садятся» божества для «продвижения» по земному пространству, по миру людей. Перформеры владеют навыками вхождения в транс и контроля над ним.

    Биографии перформеров различны. Каждый имеет определенную репутацию, некоторые отмечены харизмой и славятся своим мастерством. В настоящее время мало кто из них живет только этим занятием; за свои выступления они получают некоторое вознаграждение, но едва ли это достаточно для жизни семьи. Среди них есть крестьяне, служащие, радиоведущие и даже дипломированные специалисты. 

    Как правило, мальчики учатся ремеслу у старших непосредственно во время действа. Лишь один из перформеров, информант У. Эшли и Р. Холломан, рассказывал о своем целенаправленном и структурированном образовании, когда отец учил его эпическим текстам, танцевальным шагам, прыжкам, актерскому мастерству для исполнения тейям.

     Фотография Сергея Соловьева  


  • 14
    28 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
     Приготовление к действу   

    Тейям (калияттам) - это сложный ритуал, в котором сочетаются театрализованный «спектакль» с индивидуальным трансом, обсуждением и разрешением насущных проблем и обрядами служения богам. Представление собственно тейяма — это часть, происходящая глубокой ночью и под утро, от двух часов ночи до шести утра, продолжительного и сложного действа, длящегося около суток, а иногда и больше.

    Время празднования назначается с учетом астрологических расчетов; большая часть действ выпадает на период с октября по апрель, но особенный «сгусток» приходится на вторую половину января и февраль. Не проводят колам в июлье и августе, когда дайвы, так сказать, «уходят в отпуск».

     Калияттам может длиться от двух до пяти и более суток, хотя наибольшая активность достигается в третий и четвертый дни, и особенно важна ночь между ними. Отдельные обряды проводятся раз в пять лет и даже реже, поскольку требуют значительной подготовки и финансовых затрат.

    Мусульманские сообщества Северного Малабара также устраивают свои тейямы. В исламизированной общине тийя около городка Кумбла имеется Али тейям, который представляет каста ваннам. Известен среди мусульман Малабара Баппирийян тейям — в земной жизни он был лодочником.

    Две важнейшие особенности всего действа — детальное и четкое распределение ролей, система ролей (как в спектакле), и долгая поэтапная подготовка, или множество стадий «начала» действа.

    Для перформеров подготовка начинается с момента, когда они получают приглашение участвовать в действии, обычно за пару месяцев. По их словам, они задолго начинают мысленно примерять на себя образ божества, вспоминают его историю. Это уже начало акта одержимости, хотя до самого транса еще следует пройти долгий путь.  


    Фотография Сергея Соловьева 


     

    Заранее готовятся декорации и украшения: ани, декорации-костюмы на основе бамбуковых шестов и пальмовых листьев, делают только сами члены каст перформеров. Иногда костюмы очень просты и минимальны и состоят из расщепленных пальмовых волокон, иногда сложны и объемны, представляют яркие раскрашенные конструкции до шести метров в ширину и восьми метров в высоту. 

    Фотография Светланы Рыжаковой


     

     Готовят связки бетелевых орехов, бананов, незрелых соцветий, арековой пальмы, флаги, запасают масло и делают глиняные плошки — светильники, они называются хилал на языке тулу и джитиге на малаялам Северного Малабара.

    Задачи представителей разных каст четко определены. Биллава, пуджари или брахманы проводят перед действом очистительные обряды. Корага и девадига подготавливают барабаны и трубы и другие музыкальные инструменты (духовые и ударные) и играют в оркестрах. Говда моют и чистят землю. Мулья (прачки), мадьела (горшечники), выжиматели масла выполняют работу по устройству, украшению пространства, приготовлению обрядовых одежд. 


    Фотография Сергея Соловьева 


     

    Перформеры приходят и устраиваются неподалеку от про странства действа, как правило, к северу от каву. Еще одно на-чало действа маркирует церемония подачи перформеру прачками или горшечниками подогретого растительного масла, которое он наносит на тело после омовения. Это понимается и как форма дополнительного очищения тела, и как начало его «разогрева». 

    Фотография Сергея Соловьева  


     В ходе всей ночи обряда значительное время отводится как декору всего обрядового пространства, гриму и облачению исполнителей, так и своего рода «разгону» и «торможению» разогнанной энергии действа: среди «разогревающих» механизмов — нанесение масла и грима, музыка, танец, произнесение речей, среди «охлаждающих» — обмахивание, снятие костюма, неподвижный отдых, омовение.

    продолжение следует

  • 15
    29 апр. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    По материалам Светланы Рыжаковой

    Ход действа

    Трансформация личности — человеческой в божественную, конечной в извечную, телесной в бесплотную — самый существенный и таинственный здесь момент.  Всё вокруг (музыка, темп действия, предметы) помогает перформеру преобразиться.  На время обряда перформер полностью теряет свою предыдущую идентичность и становится словно проводником божества, его «ездовым животным», действует как воплощенное божество, выполняя функции врача, советчика, судьи, предсказателя.

    Фотографии взяты  из статьи Сергея Соловьева о Тейяме


     

    Сначала осуществляется бхандара — вынос масок и других атрибутов богов на небольшой временный алтарь, устанавливаемый во дворе каву, иногда под балдахином.

    Двери святилищ открываются. Все пространство, как внутри, так и снаружи, изобильно украшается. Постепенно собираются посетители, которые приносят подношения, обходят святилище вокруг и рассаживаются на уготовленные места, многие приносят с собой циновки, покрывала и шали, обосновываются на всю ночь.

    Фотография Сергея Соловьева 


     Рассаживается и начинает играть оркестр духовых и ударных музыкальных инструментов: в калияттам — это трубы чхенда, флейты кужал, цимбалы илатхалам, в колам Тулунаду — трубы маури и барабаны саммела, тассе. 

    Нередко приглашают 16 музыкантов. Это число существенно во всех обрядовых действиях. Так, используется 16 палочек для очищающего костра, известны 16 обязанностей перформера, 16 божественных возможностей духов. Говорят и о 16 ступенях трансформации, которые оказываются также атрибутами божества. 

    В калияттам (тейям) перформера усаживаю на круглый стул с четырьмя изогнутыми ножками (пидхом), наголову ему одевается красная повязка (символ мастерства преображения и пророчества), белая повязка на голову и красная лента на тело (торту), грим (тепу), головной убор (муди), маска (эжу- ту), украшения (чхамайям), оружие (аюдхам), огонь и т.д. 

    Зажигают светильники. Известна практика, когда и в колам, и в калияттам огонь берут из более «высоких» священных мест — брахманических храмов. Изредка брахманические боги тоже могут «присутствовать» здесь, для них исполняют бхакти ганам, и иногда даже все пространство каву именуют «кшетрам».

    Жрец совершает арати — круговращение зажженных светильников перед образом божества (это могут быть сосуды или деревянные или глиняные фигуры, иногда раскрашенные). В них жрецы вселяют духов посредством нанесения священных диаграмм — янтр и чтения мантр. Богов «заточают», забивая гвозди в эти фигуры. Однако эти инсталляции не хранят долго, после обряда их разбирают.

    Заметим еще раз, что перформер, будучи человеком низкого происхождения, зачастую не имеет права входить внутрь бхутастхана, и в транс он входит опосредовано — сначала жрец-пуджари оказывается охваченным духом, и он «передает» это состояние перформеру.

    Перформер «трогает» огонь, приобщаясь таким образом к ритуалу. Перед божеством лежат и освящаются гагара — ножные браслеты. Их ему подают, его посыпают цветами, сандаловым порошком, соцветиями арековой пальмы.

    Фотография Сергея Соловьева  


     В нанесении грима и постепенном облачении в костюм перформеру помогают ассистенты, как правило, люди из его же касты. Сложный грим несет в себе символы и черты божеств. Грим лица перформеров Тулунаду в основе своей желтый, а Северного Малабара — красный и с множеством рисунков, проявляющих личность данного божества. 

     Фотография Сергея Соловьева  


     Каждый шаг сопровождается передачей перформеру бетелевых орехов, листьев, соцветий. Эта передача и прием, называемые буула, символизируют потерю собственной личности в начале колам и возвращение к ней по завершению обряда. Пока наносят грим, мать, сестра или жена поет балладу — описание рождения духа божества, его нисхождения в мир, героические поступки, его путешествия, сфера деятельности. 

    Перформер постепенно входит в «роль», проникается духом божества (но еще не находится в трансе). В конце облачения ему подают зеркало, в которое он смотрится и окончательно идентифицируется с божеством, которое, как считается, уже начало нисхождение в его тело, воплощение. После некоторого времени смотрения в зеркало перформер может подбросить его в воздух, что означает, что божество воплотилось в нем и транс начался. 

    Фотография Сергея Соловьева  


     В это же время музыка начинает звучать или — если уже до того звучала — звучит громче и яростнее, и перформер, который уже стал телесным воплощением божества, бежит в сторону алтарей и / или является перед собравшимися. 

    Фотография Сергея Соловьева  


     

    Существенным моментом всего обряда оказывается надевание перформером гагара — ножных браслетов. В одном из колам это было превращено в длительную церемонию: перформер держит их в протянутых вперед руках и ходит перед собравши мися, подходит вплотную к участникам — «зрителям», пристально смотрит в их лица и потряхивает звенящими браслетами. Это действие, как мне объяснили, — обретение своеобразной «санкции» на само представление, так сказать, «разрешение» на одержимость, транс и все дальнейшие действия, которое все собравшиеся дают перформеру. 

    После этого он надевает гагара на лодыжки, и тело его (как иногда до того и тело жреца) начинает сотрясаться. Рядом с ним держат светильники, и сам перформер в это время может рассказывать фрагменты своей биографии перед изображением божества, делая символические жесты. Это маркирует еще одно начало длительного представления. 

    Далее следует церемониальное представление божества, явление его аудитории, которое, как и в представлении якшаганы, называется оддолага. Потом начинается общение божества с заказчиками обряда и с остальной аудиторией, транс, танцы, ритуальный обход святыни, произнесение пророчеств. Музыка при этом то звучит, то на какое-то время смолкает.

    Перформер, находясь в трансе, совершает действия без слов. Он может пронизывать части своего тела копьем, брать в рот горящие угли и выплевывать их, держать горящий сосуд в руках, ходить по углям.

     Фотография Сергея Соловьева  


     Почитаются божества-покровители восьми частей света, совершается валасири — обход святыни, после чего наступает время общего отдыха: музыка замолкает, посетители засыпают или отходят выпить чаю и перекусить, а могут расположиться чуть поодаль и играть в игры.

    Наконец, около трех-четырех часов утра наступает самая торжественная часть всего обряда, его кульминация. В колам это облачение перформера в декорацию ани, в калияттам — собственно представление тейям. И то и другое — явление божества собравшимся в своем максимальном, проявленном облике. Это событие встречи и общения божества и людей. Считается, что само божество посредством перформера совершает движения, танцует, обходит святыню. Затем оно садится на стул или встает в декорации-ани перед собравшимися, ему дают атрибуты (обычно меч, щит, копье, колокол и т.п.). Божество спрашивает, зачем его призвали, и получает ответы, заготовленные формулы-реплики. Это просьбы о защите, благоволении, помощи в разрешении трудных ситуаций.

    Обещая помогать и поддерживать, божество наставляет, иногда требует признания ошибок, искупительной жертвы. Иногда подобное общение похоже на судебное разбирательство. Происходит экзорцизм: приводят людей, охваченных духом болезни, т.е. тоже одержимых и не способных справиться с этим. Божество в теле перформера врачует их. Затем опять может совершаться обход каву, сочетающий черты процессии и пляски.

     Фотография Сергея Соловьева  

     

    Примечательно, что колам и калияттам — действа, полностью открытые для лицезрения всеми присутствующими. Однако некоторые их части оказываются, по словам моих информантов, несколько опасными для зрителей. Так, когда перформер, одержимый дайвами со страшными характеристиками, оказывается в состоянии особенно глубокого транса, мне не рекомендовали фотографировать и снимать на камеру эту часть действа и советовали сесть немного подальше.

    Таким образом, главной задачей колам и калияттам оказывается физическое, зримое воплощение священного при соединении действий представителей разных каст, объединенных жизнью в данной деревне, данном округе, данном регионе.

    Главный смысл обряда колам / калияттам заключается в объединении усилий всех жителей определенной территории, в накоплении и перераспределении ресурсов и установлении гармонии. 

    В ходе обряда обычные принятые границы стираются, и выстраивается пространство тотального общения. Обряд имеет свои, отличные от повседневных условия и границы. Не имеет границ только сила, энергия божества, которое может перемещаться и преобразовывать всё и вся. 


    Для того, чтобы текст лучше воспринимался, я рекомендую вам посмотреть блестящий фильм Сергея Соловьева "Тейям".  

     
  • 16
    03 мая 2022
    Orissa
    Elena Vasta сказал(а):
    посмотри ролик с  Тираятам (Thirayattam) - с этой традиции  я начала рассказывать о театрах Кералы. Огонь!
       Очень круто!! Костюмы  похожи на  катхакали  -  тоже  пышные юбки, впечатляющие сооружения на голове и пугающий  грим, но персонажи  совсем другие, интересно! И представление на  свежем воздухе  в естественных декорациях определенно  добавляет изюминки!
    Elena Vasta сказал(а):
    смесь  из танца, театра, музыки, сатиры и элементов спортивной гимнастики.
      танец  с  факелами в ролике определенно  с элементами фитнеса, тоже очень понравился)
    Elena Vasta сказал(а):
    Попасть на фестиваль  не так сложно, но я больше хочу попасть на реальное представление Теям, которое проходит в деревне, и это тоже не сложно.
      Насчет фестивалей  танца именно в  Керале - как-то не попадалась  информация, Тамилнад - да, часто проводят и много где, я    день один  подгадала в Махабалипураме, очень понравилось, и  в  Чидамбарам  мечтаю на такой  же  попасть. Но вот про Кералу  как-то  вообще  в этом  смысле не задумывалась(знала  только  про  храмовый  праздник  в Триссуре, со слонами) теперь тема  меня  простимулировала) Нашла  сайт  с  расписанием, там  куча  всего, и тейям тоже  есть, буду  иметь в  виду на  будущее.  Ну  а сейчас вижу  много материала  здесь как раз про тейям, здорово, сейчас займусь просмотром) до этого только в кино видела)
  • 17
    12 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Elena Vasta сказал(а):
    Кришнанаттам - это прародитель знаменитого театра  Катхакали. Катхакали возник из Кришнаттама, так что эту традицию можно считать отцом Катхакали  (а Кришнаттам возник из  Кудияттама, так что  Кудияттам  -  это дедушка Катхакали).
     Так, про отца рассказали, теперь пореходим к дедушке)) 

      Кудияттам

    Куддиятам признан ЮНЕСКО шедевром нематериального творчества. Широкое внимание Кудияттам привлек в 80 годы. Нельзя точно утверждать о полном соответствии Кудияттам и древнеиндийского санскритского  театра, хотя твердая уверенность в определенной преемственности с санскритской драмой есть. Но безусловно с течением времени прошло много значительных трансформаций: например Кудияттам представляется ночью, а древнеиндийский театр, описанный в Натья-шастрах представлялся днем, начиная с утра.  

     С чего же начинался Кудияттам?  Более или менее точно известно, что Кудияттам существовал с 10 века.

     Кудияттам был одной из форм подношения богу данного храма: среди 16 подношений богу одним являлась драма. В Керале сохранилось шесть  храмов, внутри которых есть постройки специально для представления Кудияттам, больше нигде в Индии постоянных театральных зданий не сохранилось.

     Вот так выглядит сцена     

      
     
    Вот храмовый театр в местечке  Irinjalakuda.

     
    Стиль представления насыщен символами. Хотя никаких декораций не было, зато костюмы и грим потрясают своей сложностью и цветовым символизмом.

     Театр играет пьесы на санскрите, хотя там есть  тексты и на пракритах, а в интермедиях может использоваться малаялам. Зрителями этих перфомансов были посетители храмов, в основном брахманы. Низкое сословие в храмы не допускалось, а особенности креольского общества таковы, что там есть брахманы пудры, вайшья отсутствуют, а кшатрии - это несколько правящих семей. Начиная с конца 20 века К могли смотреть все, а когда-то это был удел избранных, Кудияттам - это элитарное искусство, это искусство не для масс.

    К представляется сообществом профессиональных актеров, которые занимаются тренировками регулярно, и другого рода занятий, кроме актерства, у них нет.

    Пьесы: авторские, но на мотивы Рамаяны, Махабхараты м Бхагаватпураны). 

    Задачи представления: ритуальное подношение божеству.

    Актеры: каста Чакьяр, а не которых храмах - определенные Чакьяры, определенная семья. Есть легенда, что каста Чакьяр возникла из касты возниц колесниц древних правителей. Это промежуточное сословие, образованное из брахманов и низкокастовых местных женщин (дети отца брахмана и местной женщины становились чакьярами).  Поэтому  хотя чакьяры и носят брахманский шнур, но по чистоте  они не равны "полноценным" брахманам. 

     Дети же, рожденные женщиной брахманов и низкокастового мужчины становились членами касты Нагьяр, они заняты на представлениях Нагьяр Кутту, и согласно табелю о рангах были ниже касты Чакьяр. Если чакьяры это актеры, то нагьяры - музыканты.

    Обучение длится три года. Тренироваться актеры начинают очень рано, с 3-4 часов утра в специальных залах (калари). Сначала они почитают богиню Сарасвати, потом выполняют физические упражнения и затем крутя запястьями повторяют километры текстов. 


     Все это заканчивается около 8 утра, потом душ, пуджа, завтрак.  В  последующее время будущие актёры занимаются тренировками мимики и жестов: например отрабатывают движения глазами и кистями рук, тренируются передаче  характеров героев. 

     
  • 18
    13 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Пьесы в Кудияттом

     В Кудияттоме есть всего около пары десятков пьес, и все они, за исключением двух, известны лишь на территории Кералы.
     
      Представлять пьесы Кудияттом  принято не полностью, а по частям. Люди обычно приходят для того, чтобы посмотреть один какой-то акт пьесы, вернее даже ФРАГМЕНТ одного акта какой-то пьесы, потому что один акт может длиться пять, шесть,  семь или даже восемь ночей! Для того же, чтобы поставить одну какую-то пьесу требуется несколько месяцев!
     
     Вот такое движение в пространстве и времени.
     
    Представление Кудияттом
      
    Очень мало указаний, что именно актёр должен делать на сцене, поэтому впоследствии писались руководства, в которых регламентировались движения актеров по сцене. Но строгих требований к актеру не предъявлялось, и во многом его движения - это его импровизация, в которой он по своему раскрывает характер своего героя.
             
     Все представление определяется жизнью храма. Начало представления после 9 час вечера - тогда заканчиваются последние обряды внутри храма, и заканчивается около 3 часов утра: в 3:30 начинаются утренние обряды. Зрители (посетители храма)  подготавливались к спектаклю как к священнодействию: принимали душ и надевали праздничные одежды. На сцене от храмового огня зажигается светильник, осуществляй связь между храмовой службой и театральным подношение божеству. И далее актер как бы развивает мысль, развивает состояния и чувства. И в Кудияттом, и потом в Катхакали используется три вида барабанов.
     
     Первая ночь - это выход характера, показ героя, пьеса как таковая не была еще подробно раскрыта.  Акцент делался на мелкие детали, обрамляющие акт пьесы. Вот пример пьесы на тему Романы, эпизод с выгнанным из своего царства Сугривой. Как Сугрива сидит в печали и смотрит вокруг себя. Он видит, как его боль повторяет природа, он видит свою боль в движении реки,  в изгибах ветки, в увядающем цветке. Печаль Сугривы от момента изгнания до встречи его с рамой повторяется всю ночь, и больше в это время ничего не происходит.
     
     Такое смакование деталей не случайно и ведет к связанным ассоциациям. Браться за основу может одно какое-то чувство, и оно будет детально показано фантастически образно.
     
     
    Вот я нашла эпизод конфликта Сугривы и Бали 
     
    В промежутках может выходить шут, который может говорить на малаялам, а драма как правило разыгрывается на санскрите.
    В конце представления атероме совершает поклонение божественному огню. 

     В течение 30-35 дней, пока представляется пьеса, ритуалы каждого дня похожи, и лишь в последний день представлялось то, что собственно и называется Кудияттам ("куди" - означает "вместе", "аттам" означает "игра"). Потому что то, что было в предыдущие дни - это начало и развитие сюжета, это то, что предшествовало  корневой истории - Кудияттам, которая представляется в самую последнюю ночь.

  • 19
    15 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Катхакали

    Катхакали  - это танцевальная драма, и самое популярное театральное действие во всей южной Азии. Изображение актёров Катхакали можно увидеть на стенах аэропортов и автобусных остановках, на спичечных коробках и телевизионной рекламе моющего средства. Традиция Катхакали  сформировалась в 17 веке, она несет в себе традиции Кудияттома и Криштаттома.

    Это было связано с феодальной раздробленностью как всей Индии, так и Кералы. Актерские труппы и музыканты того времени  — это тоже самое, что сегодня футбольные команды: их покупали, переманивали, старались удержать. Вокруг ник крутилось много денег, ими хвастались,  их воровали -– хорошая труппа была престижем  правителя, предметом княжеской гордости и его наслаждением.

    А история появления Катхакали была такова: правитель княжества Коттараккара попросил у правителя Каликата (современный Кожикоде), чтобы его труппа Криштаттома выступила при его дворе, но получил отказ. Тогда оскорбленный князь Коттараккара  решил создать собственный театр, который в пику Кришнаттома назвал Раманаттом.  На основе Рамаяны были созданы восемь пьес, весьма похожих на пьесы Криштаттома.

    Так во второй половине 17-го века появилось знаменитое ныне Катхакали (это 1650-1680 годы).

    Каковы же особенности у Катхакали?

    — это систематизировнная подготовка актёров, заимствованная из Кудияттома;
    — заучивание текста, каждый актер должен быть готовым играть любую роль. Амплуа у акторов были, но в театре была полная взаимозаменяемость актеров;
    — серьёзная физическая подготовка на основе каларипаятту;
    — отработка движений рук, глаз, мимики (хаста мудры), исходящие из древней традиции санскритского театра

    (видео и фото я снимала в театре Кочина)
      
     Катхакали очень часто представлялось на открытой площадке. Может представляться до рассвета: катхакали не зависит от храмовой службы. Хотя и  Катхакали, и Криштаттом могли быть подношением богу: богатый человек нанимал труппу, оплачивал представление, которое "преподносил" божеству.
    Пьесы так же писались на тему Махабхараты, Рамаяны и Бхагавата-пурана ураны), но написаны они было в конце 19 века, причем вторы пьес прописываю не только текст, но и мелодию, и ритмику, и скорость исполнения.

    Существует 6 типов персонажей:

    — зеленые: положительные персонажи: боги и герои (Рама, Кришна. Арджуна). Лицо будет обрамлять такая вот белая рамка из рисовой бумаги 

     — Катти/порсонажи-ножи (с ножами или клыками); такой всегда Равана. Это скорее отрицательные или сложные персонажи, но это люди высокого благородного происхождения, и в основе их доима тоже используется зеленый цвет, но так е будут красные акценты и акцентированный нос

      

     
    — Бородатые. Бородатые в свою очередь делятся на белобородых (таков Хануман): 

     — краснобородатые (гневные ). Такие обычно бывают суры или отрицательные персонажи (Душасана) 

     — чернобородатые: лесные демоны, вся нечисть более низкого пошиба 



     — Вообще черные (макияж карри). Такова Шурпанатха (Рамаяна).  Таковы бывают лесные охотники. На фото ниже Шива, переодетый охотником:       

     — Минукку, сияющие (желтовато-оранжевые). Как правило женские, но не только, однако всегда это благие персонажи, и таков Шива и Брахма: на фото ниже справа актер гримируется в Шиву, на второй фотографии он же в роди Шивы крайний слева

     продолжение следует
  • 20
    15 мая 2022
    IrinaVolga (модератор)
    Когда мы в Кочине искали театр и спрашивали дорогу у прохожих, девочки просто умирали от смеха над нашим произношением "катхакали". Может есть какое-то созвучное слово, которое их так смешило?