Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Монастырь Румтек, восточный Сикким

  • 1
    10 июн. 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Линия Кагью, Кармапа и его Черная корона

     Если знаменитые монастыри западного Сиккима (Ринчепонг, Санга Чоелинг, Пемаянгце, Ташидинг) принадлежат к школе тибетского буддизма Нигма,  то два великих монастыря Сиккима восточного — Румтек и Лингдум это уже йогическая школа Кагью, так называемая традиция "красных шапок".

    Школа Кагью еще известна как линия передачи "шёпотом на ухо", то есть традиция устной передачи опыта. В Кагью делается больший упор на практике и получении опыта, нежели на заучивании текстов и изучении философии, а участие в дебатах ее отличительная характеристика. 

    Основы школы заложили такие великие йогины древности как Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа, Речунгпа, Гампопа.

    Первым учеником  тибетского мастера Гампопы был Дюсум Кхьенпа — йогин из восточной области Кхам ставший впоследствии Первым Кармапой.

    Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа Второй же  Кармапа — Карма Бакши (1204—1283), был первым учителем, признанным как тулку, то есть ламой-перерожденцем. Поэтому Кармапу называют первым сознательно перерождающимся ламой. 

    Поскольку, согласно учению Будды, все существа перерождаются, а просветлённые мастера перерождаются сознательно, в данном случае имеется в виду не появление самой способности сознательного выбора нового рождения, а учреждение института тулку как способа передачи поучений, собственности и полномочий от одного воплощения учителя к следующему.

    В момент просветления  Кармапа получил от ста тысяч дакинь корону, сплетенную из их волос мудрости, которая даровала знание прошлого, настоящего и будущего. С тех пор над головой каждого Кармапы находится сине-черное энергетическое поле пятиугольной формы – так называемая Черная корона Кармап. 

    Считается, что корона, подаренная дакинями, невидима для обычного человека, не обладающего йогическими совершенствами. Но она постоянно находилась над головой Дюсума Кхьенпы и над головами всех его последующих воплощений, как черная мандала (силовое поле) пятиугольной формы. Тем же, кто ее видит, – Бодхисаттвам на высоких ступенях духовного роста – она приносит моментальное постижение подлинной природы ума. Потому ее называют «освобождающая посредством вúдения».

    Однажды ученик Пятого Кармапы, китайский император Юн Ло, увидел энергетическую корону над головой своего учителя, сделал ее материальную копию, украшенную золотом и драгоценными камнями и преподнес Кармапе.

    Черная корона Кармап Согласно истории, существует три известных Черных короны Кармапы:

    1) поднесенная Кармапе II монгольским Хубилай-ханом;

    2) поднесенная Кармапе V императором Мин (Юн Ло);

    3) поднесенная Кармапе X королем Ли Чаном (Юнань).

    Чёрная корона Кармапы, поднесенная Пятому Кармапе  императором Мин (Юн Ло),  была вывезена из Тибета Шеснадцатым Кармапой и сейчас хранится в монастыре Румтек (восточный Сикким)




  • 2
    11 июн. 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

      История монастыря Румтек

    В XVI веке  король Сиккима пригласил Девятого Кармапу Вангчук Дордже для урегулирования местных споров. Находясь в Сиккиме Вангчук Дордже основал три монастыря, среди которых был Румтек, и вернулся обратно в Тибет. Румтек строился по подобию монастыря Цурпху  — главного монастыря Кагью в Кхаме, которым в то время руководил Вангчук Дордже.

    Далее историю Румтека продолжил 16 Кармапа  Рангджунг Ригпе Дордже (первый Кармама с международной известностью) который после признания его Кармапой (как и все Кармапы) жил в монастыре Цурпху в Кхаме. 

    Кстати! В возрасте между шестнадцатью и семнадцатью годами Кармапа записал пророчество, в котором говорилось, что в зрелом возрасте он надолго уедет в Индию, и это его пророчество сбылось!

    В 1954 году верные люди предупредили 16 Кармапу о том, что ситуация в Тибете резко обострилась и что китайская армия занимает позиции, отрезающие Кхам от Индии. Было принято решение срочно переправиться в Сикким (через Бутан).

    В Сиккиме 16 Кармапа осмотрел монастырь Румтек, который к тому времени пришел в упадок.

    • Король Сиккима  Таши Намгьял предложил 16-му Кармапе несколько мест в королевстве для основания новой резиденции в изгнании, но Кармапа выбрал Румтек, потому что тот обладал всеми благоприятными качествами, необходимыми для места деятельности Кармап: 
    • семь ручьев, текущих к нему; 
    • семь холмов, обращенных к нему; 
    • горы позади; снежные хребты впереди; 
    • извилистая река, сбегающая вниз и образующая  форму раковины.

     Кармапа принял решение восстанавливать Румтек, в чем ему помогли королевская семья Сиккима  и премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, значительную  финансовую помощь оказывали частные жертвователи.

    Правительство Сиккима пожертвовало средства на строительство дороги, электричество, воду и другие предметы первой необходимости. Правительство Индии предоставило гранты на строительство зала для медитации, жилых помещений и медицинской помощи.

    Так что свой нынешний грандиозный вид  Румтек обрел именно при Шестнадцатом Кармапе, который  попытался воспроизвести точную копию потерянного им навсегда монастыря Цурпху. 

    Через четыре года строительные работы были завершены, драгоценные реликвии, тексты и статуи, которые 16-му Кармапе удалось вывезти из Тибета (в том числе черная корона Кармапы и все 108 томов канона учения Будды)  были установлены на свои новые места,  и в 1966 году в день нового года по тибетскому календарю (Лосар)  Шестнадцатый Кармапа официально въехал в свою новую резиденцию.

    Так началась современная история главной обители Кагью. 

    А главный монастырь Кагью в Тибете — монастырь  Цурпху был полностью уничтожен в 1966 году во время культурной революции, но в 1980 году Кармапой Рангджунг Ригпе Дордже началось его восстановление.


  • 3
    19 июн. 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Архитектура главного храма Румтека

    Великолепный Румтек, крупнейший в Сиккиме буддистский монастырь,  расположен на высоте 1500 м на склоне холма, обращенному к Гангтоку. 

    Массивные ворота, отделяющие монастырскую территорию о поселка,  охраняют вооруженные солдаты индийской армии, иностранные гости должны предьявить паспорт и купить входной билет (10 рупий).

    Главные ворота

    Пройдя на территорию вы оказываетесь на большой открытой площади монастыря: тут проходят ритуальные танцы. Прямо перед вами находится главный храм, по периметру территорию опоясывают монашеские общежития.

    На заднем плане главные ворота

    Я и Руби на фоне главного храма

    Архитектура монастыря Румтек это великолепный образец традиционного тибетского дизайна с яркими фресками, сложной резьбой по дереву и богато украшенными молитвенными залами.

    Вход в четырехэтажный главный храм украшен красочными фресками в традиционном тибетском монашеском стиле живописи. По обе стороны двери  в натуральную величину изображены Четыре Хранителя вселенной: Вирудака, Вирупакша, Дритараштра и Вайшравана, защищающие восточное, западное, южное и северное стороны света соответственно. После просветления Будды четверо королей-хранителей Вселенной подошли к нему и пообещали в будущем защищать все его монастыри и храмы.

    Необычной, хотя и важной деталью среди этих фресок  является изображение Ганеши, помещенное здесь потому, что Его Святейшеству Шестнадцатому Гьялве Кармапе было видение индуистского божества с головой слона, помогающего в строительстве Румтека.

    Крышу четырехэтажного храма венчает интересная золотая скульптура, которую называют Ганзира (Ghanzira), и я больше нигде не встречала  такого названия (а искать я умею), встретила ее  только в описании архитектуры Румтека. Так вот эта золотая скульптура состоит из пяти различных форм, каждая из которых  символизирует одного из пяти пять  Великих Будд,  или  Дхьяни-Будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Вайрочану, Амитабху и Амогхасиддхи. Иногда их рассматривают как эманации и представления пяти качеств Ади Будды или «первого Будды», который связан с Дхармакайей, а не отдельными персонажами, буддами или богами.


    Пять Татхагат

    Если рассматривать Ганзиру снизу вверх, то нижний лотос символизирует Амитабу; выше лотоса находится колесо Дхармачакры - символ  Вайрочаны, затем идет колокол - символ Амогхасиддхи; ваза - символ Акшобью, а самый верхний предмет - это  Драгоценный камень или Камень исполнения желаний (Чинтамани) - символ Ратнасамбхавы.

    Этажом ниже находится скульптура, которую называют Ридхаг Чохор. Легенда гласит, что после того, как Будда достиг просветления, он удалился в уединенное место. Когда он сидел там в медитации, к нему подошли великие боги Брахма, держащий золотое колесо с тысячей спиц, и Индра, несущий белую,  раковину. Они предлагали Будде эти предметы, прося у него учения о святой дхарме. Будда сказал, что он будет вращать колесо Дхармы в три этапа. В этот момент из ближайшего леса вышли два оленя и уставились прямо на колесо. В ознаменование этого первого поворота колеса на вершине каждого буддийского храма и монастыря устанавливают колесо Дхармы и пару оленей, самца и самки. Колесо символизирует учение Будды, а олень — учеников Брахму и Индру. Значима и поза оленей: запрокинутые морды символизируют внимательное слушание, а полулежащая поза — медитацию.

    Шесть металлических золотых гьялценов (знамен победы), символизирующих победу над негативными силами всех направлений, завершают убранство крыши.

    Внутри просторный, замысловато украшенный главный храмовый зал, поддерживают прочные красные  колонны. С этих колонн свисают длинные круглые шелковые знамена и древние тханки. Изображения великих монахов  линии Кагью, Восьми Великих Бодхисаттв, Шестнадцати Архатов (святых, которым Будда Шакьямуни доверил свое учение) и Гендук Чогнги (Будды Шакьямуни и восьми величайших ученых буддийской Индии: Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги, Дхармакирти, Гунапрабхи и Сакьяпрабхи) заполняют стены.

    В зале по обе стороны от главного храма находится полный набор религиозных текстов Кангьюра и Тенгьюра. Кангьюр — это собрание учений Будды, переведенное с санскрита на тибетский язык, состоящее из тантраяны и сутраяны. Тенгьюр, комментаторский канон, представляет собой собрание тибетских переводов ранних индийских комментариев к учениям, состоящее из 225 томов с небольшими различиями в разных изданиях.

    Когда в 1989 году главный храм был расширен, пришлось убрать большую картину Будды на задней стене. Поскольку Его Святейшество Кармапа провел церемонию открытия глаз и нанес последнюю золотую краску на лицо, Его Преосвященство Джамгон Конгтрул Ринпоче захотел сохранить его. Решением было вырезать часть задней стены, а картину Будды (с лицом и телом) переместить на холм с видом на дискуссионный двор Института Карма Шри Наланды. Умдзе Туптен Зангпо спонсировал строительство пагоды, которая защищает картину.

    Перед статуей находится богато украшенный священный трон Гьялвы Кармапы, а также троны для его регентов и других высших воплощенных тулку. Во время молитв ваджрный мастер, мастер пения и местные монахи сидят на скамьях с красным ковровым покрытием, выстроенные в ряд, в то время как дисциплинарный мастер контролирует поведение внутри зала. Перед статуей Будды всегда делаются семь подношений, включая торма, для накопления заслуг.

    Теперь статуя Будды Шакьямуни высотой десять футов, окруженная Шарипутрой и Мангалпутрой, возвышается в задней части зала. По обе стороны рупы расположены тысяча маленьких статуй Будды, сделанных из глины и окрашенных в золото, напоминающих нам о прибытии тысячи будд в эту эпоху.

    Источник информации тут, а фоточки мои. Их у меня непривычно мало, так как в помещениях монастыря фотографировать запрещено

  • 4
    20 июн. 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Тому, что у меня есть кое-какие фотографии из Румтека я обязана своей сиккимской подруге Руби,  точнее ее племяннику, который с 4-х лет живет в Румтеке, а сейчас это высокий молодой семнадцатилетний монах.


    Юный монах водил нас по монастырю, показывая  самые потаённые его уголки.


    Увидели мы и величественную Золотую Ступу, в которой хранятся останки Его Святейшества 16-го Кармапы. Я ставлю фотографию Золотой ступы, найденную во всемирной паутине,  так как свой смартфон я  тут даже не достала.
    Зашли мы и в келейку нашего проводника, которую он делит со сверстником-монахом.

    Ведь дальше на холме находится институту высшего буддийского исследования Наланда, дающий образование сотням молодых монахов, а монашеское общежитие такое обширное, что его здание   опоясывает по периметру монастырский двор.

  • 5
    21 июн. 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Румтек, как добраться, где перекусить и где остановиться

    Ну а теперь поговорим немного на чисто бытовые темы. 

    Как добраться 

    Если вы собираетесь попасть в Румтек из Силигури или Багдогры, то знайте, что прямых рейсов нет. И  если вы не настроены платить за персональное такси,  то можете проехать с пересадкой  в Гангтоке или в  Ранипуле (Ranipool), причем дорога через Ранипул короче, чем через Гангток. 

    Силигури-Ранипул-Румтек

    Силигури-Гангток-Румтек

    Из Силигури в Ранипул отправляется много шеред джипов,  за 70 рупий вы доберетесь до Ранапула, а там пересядете на джип до Румтека, который вам так же обойдется в 70 рупий.

    Перед монастырем есть небольшой базар, где есть несколько едален, а еще есть очень симпатичное кафе на территории монастыря, в котором мы слопали чудесные момошки и накупили гостинцев нашему худенькому улыбчивому проводнику

    И остановиться на ночлег тут тоже можно: рядом с воротами есть «Dheyshey Khangsar Home Stay», стоимость 1500 рупий. Я читала отчеты индийских туристов, которые вроде бы селились в монастырской гостинице, а еще я видела вот такой отельчик.

    Вот и топику конец, кто комментит - молодец