ПЕРЕВАЛ КАРАКОРУМ (KARAKORAM PASS)
высота 5,540 м
Перевал Каракорум - это проход между двумя горами, шириной приблизительно 45 метров и расположенный в горном хребте Каракорума. Южная часть перевала более пустынная, чем северная. Автомобильной дороги не существует, не существует и легальной связи между двумя странами через этот перевал: он запечатан, и надолго - рядом те самые спорные территории, послужившие причиной
китайско-индийского военного конфликта.
Посмотрите на карту: перевал расположен на стыке трёх границ: Китая, Индии и Пакистана. Другой такой перевал -
Липу Лех, расоложен на стыке границ Китая, Индии и Непала.
Однако несмотря на то, что перевал закрыт, мне всё же хочется вам рассказать о нём, потому что него есть своя великая история, связанная не только с войной.
Karakoram переводится как “Черный Гравий”. Есть еще одна версия этого названия: Karakoram переводится как "Чёрный трон", названный так по тёмной скале, венчающей его
(надеюсь, наши урдуспикающие разьяснят разницу в переводе).
Несмотря на то, что это Каракорум - один из высочайших гималайских перевалов, он часто остается бесснежным - всему виной выдувающие снег пронзительные местные ветра. Отсутствие снега с мая по ноябрь а так же довольно пологий набор высоты сделали Каракорум самым значимым перевалом на историческом караванном шелковом пути из китайской долины Янкард в Индию и далее в порт Бомбея.
Однако все было далеко не безоблачно. На территории, прилегающей к Черному Гравию, не росло НИЧЕГО, и дорога вдоль знаменитого тракта была усеяна костями вьючных животных: если караванщики запасали недостаточно пищи, то животные были не в состоянии дойти до жирных пастбищ Кашмира. Да и не только животные - дорога была усеяна множеством человеческих костей, поэтому перевал часто называли: "путь, устланный костями", или "следы из костей"
Через этот перевал проходил путь знаменитого рериховского маршрута "Алтай-Гималаи", на котором, по словам Рериха, им приходилось буквально ползти.
Вот как описал этот переход сам Николай Рерих (кстати, обратите внимание: он считает, что животные дохли от перекормка, а не от недокорма):
"Впереди предстоял подъём на знаменитый перевал Каракорум («Чёрный трон»), названный так по тёмной скале, венчающей его.Волны облаков перекатываются и открывают новые, бесконечно новые комбинации космического строительства. Широкие линии, весь орнамент и арабеск сброшен. Люди делаются более сосредоточенными.
Всюду трупы животных. Есть и человеческие могилы, и наши люди пытаются это скрыть от нас, точно это имеет значение. Омар-хан потерял еще двух коней. Начинается пурга. За ночь мы плотно занесены снегом. Вода в кувшинах замерзла. Рисовать невозможно, так быстро коченеют руки. Хорошо, что в Кашмире подбили палатки толстой тканью. Меховые сапоги очень пригодились. Вам, молодым друзьям, напоминаю: запасайтесь одеждой и на жару, а главное - на холод. Холод наступает быстро и пронзительно. Неожиданно перестаете чувствовать конечности. Всегда имейте под рукою аптечку - главное внимание зубы, простуда, желудок. Имейте бинты для порезов и ушибов. В нашем караване уже все это пригодилось. Всякое вино на высотах очень вредно. От головной боли - пирамидон. Не следует кушать много. Очень полезен тибетский чай. Это скорее горячий суп, и хорошо согревает, легок, питателен, а сода, в него входящая сохраняет губы от болезненных трещин.
Позже он запечатлел увиденное на одной из картин «Горной сюиты» — «Каракорум» Не перекормите собак и лошадей. Иначе начнется кровотечение и животное приходится приканчивать. Весь путь усеян следами крови. Следует проверить, были ли кони уже на высотах. Многие неиспытанные кони погибают немедленно. И стираются на трудных переходах все социальные различия, все остаются именно людьми, равно работающими, равно близкими к опасностям.
Молодые друзья, вам нужно знать условия караванной жизни в пустынях, только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг - уже верная смерть. Там вы забудете числа дней и часы, там звезды заблестят вам небесными рунами.
Основа всех учений - бесстрашие. Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действия. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студеных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного.
Опять пронзительный вихрь. Пламя темнеет. Крылья палаток шумно трепещут, хотят летать.
Каракорум. Опять все замерзло. Утро началось колющей вьюгой, все закрылось мглою. Ни рисовать, ни снимать. С трудом иногда смутно маячила черная шапка Каракорума. Вся видимость сегодня не имеет ничего общего с виденным вчера. Так и шли под пронзительным ветром от 7 до 2-х часов при разреженном воздухе. Сам перевал широк, но не труден. Пешеходам трудно; странно ощущение, что при сравнительно малом движении уже чувствуете одышку.
На кряже перевала маленькая пирамида камней. Люди, несмотря на одышку, не забывают прокричать приветствия о преодолении. Спуск не крут, но ветер все крепчает. Нужно чем-то повязать лицо, тут вспоминается целесообразность тибетских шелковых масок для путешествий. Среди дня снег унялся, и показались чудесные снеговые панорамы. Целые группы снеговых куполов и конусов. Даже птиц нет.
Остановились в шесть часов на широком русле реки. Кругом - глубокое молчание, целый амфитеатр снеговых вершин. Тонкость жемчужных тонов, до сих пор не виданная. Полная луна, и молчание студеной, чистой, неопоганенной природы. Прошли самую высокую дорогу мира - 18 600 футов (5670 м).
Перешли границу Китая. Наш китаец задумчиво сказал: "Китайская земля!", - и почему-то покачал головою."
Потенциальный Китайско-Индийско-Пакистанский трёхграничный стык предполагалось создать в 1963 году по соглашению, но Индия не стала подписывать соглашение. Де-факто три границы сошлись в 100 км к западу от перевала на индийском перевале в Сиачен Музтагх, где линия действительного контроля между Индией и Пакистаном сошлась с китайской границей, де-юро это не утверждено.