Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Трансгималайские дороги и перевалы, паломнические и торговые маршруты

  • 1
    23 июн. 2015
    oksanaS
    ПЕРЕВАЛ НАТУ-ЛА (NATHU LA PASS)  

     

     В понедельник в 10:00 утра на горный перевал Нату-ла на китайско-индийской границе прибыла первая группа индийских паломников, что свидетельствует об официальном открытии нового маршрута через горный перевал Нату-ла в Гималаях для паломников из Индии, которые направляются в Тибет.

    Данная группа индийских паломников отправится на гору Кайлас и озеро Манасаровар в районе Нгари /Тибетский автономный район/ для совершения 12-дневного паломничества.

    Согласно совместному заявлению, подписанному Китаем и Индией в 2014 году, по требованию индийской стороны китайская сторона приняла решение дополнительно открыть маршрут через горный перевал Нату-ла для паломников из Индии в Тибет.

    С 1981 года Китай начал принимать индийских паломников, направляющихся на гору Кайлас и озеро Манасаровар. По сравнению с прежним маршрутом новый путь является более комфортным, удобным и безопасным.

    Горный перевал Нату-ла расположен на территории уезда Ятунг тибетского города Шигацзе на высоте 4318 метров над уровнем моря. Это самый короткий путь для сухопутной торговли между Китаем и Индией. В 2006 году Китай и Индия открыли этот горный перевал для приграничной торговли, закрытый более 40 лет назад по историческим причинам. -0-
    Источник
  • 2
    24 июн. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    НАТУ ЛА (NATHU LA)

    высота 4,310 м

    Спасибо за интереснейшую новость! Надеюсь при нашей жизни откроют эти пограничные пункты - Липу Лех и Нату Ла и для иностранцев. Хотелось бы уточнить: перевал Nathu La находится в Сиккиме, в 54 км от Гангтока и в 430 км от Лхасы, на историческом Шёлковом пути. Когда-то он соединял тибетскую долину Чамби (Chumbi) с равнинами Бенгалии, и через этот перевал драгоценный китайский шелк достигал портов Калькутты. Так же это перевал активно использовали паломники, идущие к кайлашу и озеру Маносаровар.

     В начале 20-го века годовой торговый оборот в перевале Нату Ла составлял 100 млн с лишним серебряных монет, что составляло более 80 проц тогдашнего объема приграничной торговли между Китаем и Индией. После начала китайско-индийского конфликта в приграничных районах в 1962 году обе страны упразднили располагающиеся там таможни и другие органы, а также направили войска для охраны перевала. В 2006 году перевал открыли для транспорта и торговли, и вот сейчас пограничные пункты могут пересекать и физические лица. Перевал намного ниже открытого ранее Липу Леха, преодоление его не связано с такими трудностями, и гораздо большее количество паломников смогут подойти к святыням


     Паломники из Тибета идут в монастырь Румтек:

     

     Переход возможен лишь для индийцев, разрешение оформляется в Гангтоке. Ну и стоит отметить, что переход через Нату Ла физически легче, чем через открытый ранее Липу Лех, так как Нату Ла расположен на 1000 метров ниже.
  • 3
    26 июн. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ  ЛИПУ ЛЕХ (LIPU LEKH PASS)

    высота 5,334

     В 1992 году после длительного запрета  был открыт древний паломнический путь к Кайлашу, переход через границы Индии и Китая в районе Lipulekh Pass. На самом деле тут соединяются своими границами три гималайских государства: Непал, Тибет и Индия. Этот перевал связывает долину Byash  Непала, долину Chaudans Индии и Тибетское автономное
    нагорье.
     

    Кроме своей главной функции - паломничества к святым местам, перевал является воротами для активной торговли. Через него бхотия везут в Тибет gur, misri, табак, специи, муку , кофе, растительное масло, топленое масло и многое другое, тогда как главный импорт в Индию включает шерсть овец, passam, овцы, козы,  хвосты яка, chhirbi (масло) и шелк -сырец.


     Если из Дхарчулы следовать вверх по течению Махакали Ривер (которую на некоторых картах подписывают как "Сарда или Шарда (Sharda River)", а местные жители называют ее "Сарда-Махакали"), то вы будете следовать не только вдоль реки, но и вдоль индийско-непальской границы, которой и является Махакали. 

    Через несколько км вы увидите уходящее направо ущелье и ведущий к нему мост из внушительных металлоконструкций, в этом же направлении поворачивает и русло Сарды-Махакали. 
     

     
    Если бы индийцы размечали дорожными знаками главную и вспомогательные дороги, то та дорога, которая уходит на мост, обязательно бы маркировалась главной: это дорога на Тибет, к перевалу Липу Ле Пасс (Lipu Lekh Pass) - знаменитая Кайлаш-Маносаровар роад. 

    Поэтому эта дорожная и речная развязка так важна, а называется она  Tawaghat. Тут начинается великий паломнический путь в Тибет, тут начинается Ади-Кайлаш ятра, тут растворяется в пришедшей из Тибета Махакали стекающая из долины Дарма  Дхаулиганга ривер (Dhauliganga river).

    Нам с вами дорога направо закрыта. А очень жаль! Возможность посещать Тибет привлекло бы много туристов в этот небогатый регион
      


    Через перевал  Lipulekh Pass Индии можно выйти  в Тибет, к  старому торговому городу Taklakot (Пуранг)


    Кто-то идет пешком весь маршрут. К перевалу из последней деревни многие едут на лошадях, мне об этом рассказывал гид. А со стороны Тибета паломников ждут тибетцы со своими лошадьми

    Вот отличная подборка фотографий Кайлаш-Маносаровар ятры через Липу Лех, и видео с перевала:

     
     
  • 4
    06 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ МАНА (MANA PASS)

    ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: DUNGRI LA, CHIRBITYA LA

     высота 5,545 м

    Мана Ла (5,545 м) - еще один гималайский перевал между Индией и Тибетом, расположенный в штате Уттаракханд, в Гарвалах в 24 км от Бадринатха. Когда-то это был путь, соединяющий Индию с королевством Гуге и служивший верой и правдой торговле между двумя странами.  

     Через  этот  перевал  в 1624 году в Тибет проникли первые европейские миссионеры-авантюристы: Антонью Андради и Мануэль Маркис. Они путешествовали из Агры в Дели в свите и под защитой Джахангира, затем в Дели затерялись среди паломников к Бадринатху. В Гарвалах их тайна была раскрыта, и оба миссионера были схвачены раджой Гарвала. Они смогли бежать и со второй попытки  ушли от преследования раджи Гарвала в Тибет через перевал Мана.
     

    В Тибете они  были тепло приняты царём Гуге и его женой, став первыми европейцами, достоверно посетившими Тибет. Пробыв в Тибете месяц, они вернулись в Агру, повтороно форсировав Мана Пасс, и  к ноябрю 1624 года организовали новый миссионерский поход. При поддержке монархов Гуге они основали постоянную миссию в столице королевства Цапаранг.

    Перевал функционировал как  торговый маршрут до его закрытия в 1951 китайцами. 29 апреля 1954 Китай и Индия подписали соглашение, предоставляющее паломникам и местным путешественникам право пересечения перевала Мана.

     Построенная в 2005-2010 дорога через перевал Мана считается одной из самых высокогорных мотодорог в мире (5,545 м). У индийских любителей мотоциклов и байков этот перевал весьма популярен, а преодоление его на мотобайке очень считается очень престижным и сложным. Двадцать седьмого сентября 2105 года в мировой день туризма семь индийских женщин, объединенные страстью к мотоспорту, предприняли мотопробег через перевал Мана: все девушки были на Энфилдах. Это - первая женская мотогруппа, которая осуществила этот проект. 

    Пересечение перевала возможно лишь для резидентов Индии, необходимо оформлять специальные разрешения. 

    деревня Мана


  • 5
    06 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Я взялась за этот топик, чтобы прояснить ситуацию с паломническими путями индийских пилигримов и старинными торговыми путями из Индии в Тибет: захотела для себя и для желающих уточнить: где это было возможно раньше и где это возможно сейчас. Как и где шли садху? Как и где шли торговые караваны? 
     

     
    А то что не начнешь читать об Индийских Гималаях, так буквально каждую долину  называют либо  паломническим путем к Маносаровар и Кайлашу, либо старинным торговым путем между гималайскими странами. Конечно перевалов на самом деле больше, чем в моём топике, тут я касаюсь самых значимых с исторической, практической и моей точки зрения.

    Вот карта Великого шелкового пути. Как вы видите, от основного пути в сторону  горных перевалов между Индией и Тибетом отходило 2 ответвления: одно - к горному перевалу в Кашмире (Каракорум Пасс), другое - к горным  перевалам в Сиккиме  (Нату Ла и Jelep-la).

    Затем драгоценный китайский шелк доставляли в морские порты Бомбея и Калькутты

    Великий шёлковый путь

     
  • 6
    07 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ ДЖЕЛЕП ЛА  (JELEP LA PASS)

    высота 4,267 м


    Джелеп Ла -  высокогорный перевал между Индией и Тибетом в Сиккиме. Ниже перевала находится озеро Менмечо.
     

     
    На тибетском имя "Jelep-la" означает "прекрасный проход". Так он азывается за свою красоту и лёгкость. Маршрут живописный с лесами рододендронов, цветущих весной. 
     

     
     На тибетской стороне проход приводит к долине Чамби (Chumbi) тибетского нагорья, в которой находится сразу двое индийско/тибетских горных ворот: перевалы Jelep La и Nathu La.

    На индийской стороне есть два пути к Jelep La: один проходит через Гангток, а второй -  через Калимпонг. Маршрут через Калимпонг более древний. Перевал был закрыт после китайско-индийской войны 1962 года. 

    Николай Рерих: Jelep-la 

     Именно через этот перевал нынешний 13-й Далай Лама, сопровождаемый шестью министрами и малочисленным эскортом,  бежал от китайцев из Тибета в Индию. Вслед за за его святейшеством через перевал в Индию устремились толпы тибетцев, и вскоре перевал был запечатан китайскими властями
      
    Далай Лама на белой лошади следует из Тибета в Индию через перевал Джелеб Ла

     
     В связи с его легкодоступностью и хорошими дорогами, а так же в связи с уже открывшимся в Сиккиме перевалом Нату Ла, Сиккиму предрекают экономический бум. В 2015 году после открытия для паломников перевала Нату Ла, дипломаты уже обсуждали возможность открытия в самое ближайшее время следующих индийско-китайских ворот: перевала Джелеп Ла.

     Со стороны Тибета от ближайшего города Yadong  китайцы  планируют строить железную дорогу, да и сейчас путь от Лхасы до Ядонга занимает всего 8 часов (500 км). Индия же тянет железнодорожную линию к Рангпо (Rangpo).
  • 7
    19 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ ДАРМА ПАСС (DARMA PASS)

    ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: DARMA LA, NEO DHURA, CHIRBITYA LA, NOOI LA, NUI LA

    высота 5,056м
     

    Дарма Пасс и ледник на Дарма Пасс
    (рисунки Генри Лэндора)

    Ныне закрытый для всех категорий граждан, когда то этот перевал был важнейшим перевалом, связывающим  племена Шаука и Бхотия (племена, населяющие высокогорье восточного Кумаона и Гарвалов), с западным Тибетом. Через перевал осуществлялась активная торговля, его высота и сложность не являлись преградой для жителей гималайского высогогорья.

    Бхотия и шаука долины Кутти пользовались этим перевалом наравне с перевалом Липу Лех, а бхотия долины Дарма  гоняли свои караваны исключительно через Дарма Пасс. 

    Этим же путем в Тибет неоднократно пытались проникнуть и проникали иностранные миссионеры и авантюристы, влекомые желанием увидеть Лхасу, этим же путем шли в Тибет и паломники - посмотрите: перевал находится прямо напротив Кайлаша: 

     Те, кто читает старые книги об этом регионе обязательно встретят - и не раз упоминание о перевале Дарма, который завершает долину Дарма своим  выходом практически к Кайлашу. В этих книгах чаще встречается тибетское название перевала - Nooi La, или Nou La.

    Закрытие этого перевала и перевала Липу Лех после индийско-китайской войны 1962 год чуть было не парализовало жизь региона: деревни обезлюдели, привычный уклад жизни рухнул. Лишь открытие в 1992 году перевала Липу Лех остановило стремительное опустошение долин Кутти и Дарма


  • 8
    23 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ КАРАКОРУМ (KARAKORAM PASS)

    высота 5,540 м

    Перевал Каракорум - это проход между двумя горами, шириной приблизительно 45 метров и расположенный в горном хребте Каракорума. Южная часть перевала более пустынная, чем северная. Автомобильной дороги не существует, не существует и легальной связи между двумя странами через этот перевал: он запечатан, и надолго - рядом те самые спорные территории, послужившие причиной китайско-индийского военного конфликта

    Посмотрите на карту: перевал расположен на стыке трёх границ: Китая, Индии и Пакистана. Другой такой перевал - Липу Лех, расоложен на стыке границ Китая, Индии и Непала. 


     

    Однако несмотря на то, что перевал закрыт, мне всё же хочется вам рассказать о нём, потому что него есть своя великая история, связанная не только с войной.
     
    Karakoram переводится как “Черный Гравий”.  Есть еще одна версия этого названия:  Karakoram переводится как  "Чёрный трон", названный так по тёмной скале, венчающей его 
    (надеюсь, наши урдуспикающие разьяснят разницу в переводе).

    Несмотря на то, что это  Каракорум -  один из высочайших гималайских перевалов, он часто остается бесснежным - всему виной выдувающие снег пронзительные местные  ветра.  Отсутствие снега с мая по ноябрь а так же довольно пологий набор высоты  сделали Каракорум самым значимым перевалом на историческом караванном шелковом пути из китайской долины Янкард в Индию и далее в порт Бомбея. 

    Однако все было далеко не безоблачно. На территории, прилегающей к Черному Гравию, не росло НИЧЕГО, и дорога вдоль знаменитого тракта была усеяна костями вьючных животных: если караванщики запасали недостаточно пищи, то животные были не в состоянии дойти до жирных пастбищ Кашмира. Да и не только животные - дорога была усеяна множеством человеческих костей, поэтому  перевал часто называли: "путь, устланный костями", или "следы из костей"


    Через этот перевал проходил путь знаменитого рериховского маршрута "Алтай-Гималаи", на котором, по словам Рериха, им приходилось буквально ползти.

    Вот как описал этот переход сам Николай Рерих (кстати, обратите внимание: он считает, что животные дохли от перекормка, а не от недокорма):

    "Впереди предстоял подъём на знаменитый перевал Каракорум («Чёрный трон»), названный так по тёмной скале, венчающей его.Волны облаков перекатываются и открывают новые, бесконечно новые комбинации космического строительства. Широкие линии, весь орнамент и арабеск сброшен. Люди делаются более сосредоточенными. 

    Всюду трупы животных. Есть и человеческие могилы, и наши люди пытаются это скрыть от нас, точно это имеет значение. Омар-хан потерял еще двух коней. Начинается пурга. За ночь мы плотно занесены снегом. Вода в кувшинах замерзла. Рисовать невозможно, так быстро коченеют руки. Хорошо, что в Кашмире подбили палатки толстой тканью. Меховые сапоги очень пригодились. Вам, молодым друзьям, напоминаю: запасайтесь одеждой и на жару, а главное - на холод. Холод наступает быстро и пронзительно. Неожиданно перестаете чувствовать конечности. Всегда имейте под рукою аптечку - главное внимание зубы, простуда, желудок. Имейте бинты для порезов и ушибов. В нашем караване уже все это пригодилось. Всякое вино на высотах очень вредно. От головной боли - пирамидон. Не следует кушать много. Очень полезен тибетский чай. Это скорее горячий суп, и хорошо согревает, легок, питателен, а сода, в него входящая сохраняет губы от болезненных трещин.
     
    Позже он запечатлел увиденное на одной из картин «Горной сюиты» — «Каракорум»

     Не перекормите собак и лошадей. Иначе начнется кровотечение и животное приходится приканчивать. Весь путь усеян следами крови. Следует проверить, были ли кони уже на высотах. Многие неиспытанные кони погибают немедленно. И стираются на трудных переходах все социальные различия, все остаются именно людьми, равно работающими, равно близкими к опасностям. 

    Молодые друзья, вам нужно знать условия караванной жизни в пустынях, только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг - уже верная смерть. Там вы забудете числа дней и часы, там звезды заблестят вам небесными рунами. 

    Основа всех учений - бесстрашие. Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действия. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студеных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного. 

    Опять пронзительный вихрь. Пламя темнеет. Крылья палаток шумно трепещут, хотят летать.

    Каракорум. Опять все замерзло. Утро началось колющей вьюгой, все закрылось мглою. Ни рисовать, ни снимать. С трудом иногда смутно маячила черная шапка Каракорума. Вся видимость сегодня не имеет ничего общего с виденным вчера. Так и шли под пронзительным ветром от 7 до 2-х часов при разреженном воздухе. Сам перевал широк, но не труден. Пешеходам трудно; странно ощущение, что при сравнительно малом движении уже чувствуете одышку. 

    На кряже перевала маленькая пирамида камней. Люди, несмотря на одышку, не забывают прокричать приветствия о преодолении. Спуск не крут, но ветер все крепчает. Нужно чем-то повязать лицо, тут вспоминается целесообразность тибетских шелковых масок для путешествий. Среди дня снег унялся, и показались чудесные снеговые панорамы. Целые группы снеговых куполов и конусов. Даже птиц нет.

     Остановились в шесть часов на широком русле реки. Кругом - глубокое молчание, целый амфитеатр снеговых вершин. Тонкость жемчужных тонов, до сих пор не виданная. Полная луна, и молчание студеной, чистой, неопоганенной природы. Прошли самую высокую дорогу мира - 18 600 футов (5670 м). 

    Перешли границу Китая. Наш китаец задумчиво сказал: "Китайская земля!", - и почему-то покачал головою."


    Потенциальный Китайско-Индийско-Пакистанский трёхграничный стык предполагалось создать в 1963 году по соглашению, но Индия не стала подписывать соглашение. Де-факто три границы сошлись в 100 км к западу от перевала на индийском перевале в Сиачен Музтагх, где линия действительного контроля между Индией и Пакистаном сошлась с китайской границей, де-юро это не утверждено.



  • 9
    24 нояб. 2015
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Karakoram переводится как “Черный Гравий”.  Есть еще одна версия этого названия:  Karakoram переводится как  "Чёрный трон", названный так по тёмной скале, венчающей его  (надеюсь, наши урдуспикающие разьяснят разницу в переводе).
      Лен, я сама не знаю, что значит "корам (корум)", т.к. это название тюркское, скорее всего, из монгольского языка. Под таким же названием была и столица Чингисхана, основанная в 1200 году в верховьях реки Орхон в Монголии. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/123/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%A0%D0%A3%D0%9CКара (кора) на всех тюркских языках- "черный". Я склоняюсь больше к тому, что корам- гравий, каменистая россыпь. Так как "трон" это был бы "тахт" однозначно на всех тюркских наречиях, кроме монгольского, на монгольском-"сэнтий".
    Крамکرام на персидском также "давка", ассоциация с выражением " теснятся темные горы", но тогда и первая часть названия была бы персидской. Так что- "Черные камни", по всей видимости.
    Хотя... "кора-кору, кора-кора"- очень похоже на повторение-усиление "черный-пречерный". 
  • 10
    24 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    Лен, я сама не знаю, что значит "корам (корум)", т.к. это название тюркское, скорее всего, из монгольского языка. Под таким же названием была и столица Чингисхана, основанная в 1200 году в верховьях реки Орхон в Монголии.
     Знаешь, я не включила в текст, где было написано, что это перевод с тюркского языка- думала, что это ошибка))) Подумала: а при чём тут тюркский язык? Кто дал название на тюркском? В Индии и Пакистане говорят на хиндустани, скажем так, китайцы от тюркского еще дальше)
  • 11
    24 нояб. 2015
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Кто дал название на тюркском? В Индии и Пакистане говорят на хиндустани, скажем так, китайцы от тюркского еще дальше)
     Оо--!! Сколько там было хожено-перехожено соседними народами! А Великие Моголы кто? Бабур, Акбар ? Тюрки, узбеки с родословной от монгольских ханов.
  • 12
    24 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Тогда Бабур и Хумаюн) Акбар родился, жил и умер в Индии, он не уходил из нее, как Хумаюн.
  • 13
    24 нояб. 2015
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Акбар родился, жил и умер в Индии, он не уходил из нее, как Хумаюн.
     Ну да, основателем был Бабур,  я имела ввиду, что они  все тюрки.
    Рерих как хорошо описывает горную дорогу. Удивило замечание о перекорме! От чего это может быть, Лен?
  • 14
    24 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Я сама удивлена словам про перекорм. Возможно причиной является приток крови к стенкам желудка и как следствие - желудочное кровотечение? 
    Одни пишут, что животные умирали от недостатка корма, другие - из-за перекорма
  • 15
    24 нояб. 2015
    tan_ka
    Elena Vasta сказал(а):
    Основа всех учений - бесстрашие. Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действия. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студеных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного.
    Вот да :)
  • 16
    24 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tan_ka Мне еще это понравилось:
    Elena Vasta сказал(а):
    Кругом - глубокое молчание, целый амфитеатр снеговых вершин. Тонкость жемчужных тонов, до сих пор не виданная. Полная луна, и молчание студеной, чистой, неопоганенной природы.
     И это он говорил о природе 100 лет назад.... А уж сейчас контрасты стали еще разительнее
  • 17
    24 нояб. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    Оо--!! Сколько там было хожено-перехожено соседними народами! А Великие Моголы кто? Бабур, Акбар ? Тюрки, узбеки с родословной от монгольских ханов.
     Докладываю: все это проделки Чингисхана)) Там располагалось его государство, и столица его называлась Каракорумом! Правда это был другой Каракорум, равнинный, но вот эти земли входили в его империю
  • 18
    04 дек. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРЕВАЛ ШИПКИ ЛА SHIPKI LA PASS 

    высота 5,669 m

    Когда я писала топик о индийско-китайской границе и индийско-китайском военном конфликте, то перечисляла в самом его конце индийские территории,   посещение которых требует оформления пермита.  В числе других я перечислила и проезд в долину Спити через Киннаур (штат Химачал Прадеш) неподалёку от Самдо. В чём же дело? Почему в Спити пермит не нужен, но нужен в Киннауре? А в том, что в Киннауре находится частично открытый пограничный китайско-индийский пограничный пункт через  перевал Шипки Ла. Частично открытым я его называю потому, что он открыт лишь для жителей приграничных территорий для осуществления местной торговли, и никакой турист, в том числе и индийский, не может оформить разрешение на проход через этот пограничный пункт, или даже приблизиться к нему более чем на 10 км. Когда-то этот перевал был таким же важным транспортным узлом между Тибетом и Индией, как перевалы Липу Лех и Нату Ла. Я читала в индийской прессе о том,  что и этот перевал возможно распечатают для индийских паломников к Кайлашу

    Еще одной важной особенностью этого места является то, что именно через эти горные ворота протекает знаменитый приток Инда - река Сатледж (Satluj). На протяжении 160 км по реке Сатледж проходит граница между Индией и Пакистаном.

     
  • 19
    21 мая 2024
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Вид с тибетской стороны на перевал Тинкар Ла (снято в Таклакоте/Пуранге) Бартуновым Олегом