Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Санчи и Удайгири

  • 1
    30 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    САНЧИ

    Практически в самом сердце Индии - в штате Мадхья Прадеш, в 46 км от Бхопала и в 10 км от Видиши есть маленький уютный городок под названием Санчи. Этому  патриархальному индуистскому городу  выпала удивительная судьба: здесь находится жемчужина древнего индийского  храмового зодчества, одна из самых значимых буддистских святынь Индии,  известная всему миру как "Великая Ступа из Санчи".  Это, пожалуй, единственный памятник того времени доживший до наших дней без значимых разрушений.

    Великая Ступа была возведена в третьем тысячелении до Н.Э. по приказу императора Ашоки. Жена Ашоки была родом из находящейся в 10 км Видиши, таким образом причиной строительства Ступы именно в Санчи является то, что императрица была родом из этих мест. Кстати, сама Ступа находится на холме, который в древности назывался Ведишагири (Vidishagiri).

    Великую Ступу из Санчи часто называют первой буддистской ступой, однако это не так. Она датируется  III в. до н. э, Будда  покинул этот мир в 5 веке до н.э.,  ступы же строили и при его жизни, и даже до его рождения. Возможно, что первыми ступы стали строить джайны - я слышала такое мнение. Путаница может быть так же из-за того, что в комплексе Санчи Великая Ступа  называется "Ступа N1", потому что всего там находится несколько ступ.

    Могла ли ступа в Санчи содержать прах Будды?

    Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (пали Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды Шакьямуни, его смерти и событиям вскоре после его кончины, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ:

    "После смерти (махапаринирваны) Будды в Кушинагаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды для воздвижения ступы:

     - Царь Магадхи Аджаташатру,

    - Семейство Личчхави из Вайшали,

    - Семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда),

    - Семейство Булы из Аллакапа,

    - Семейство Колии из Рамаграма,

    - Брахман из Ведхадипа,

    - Семейство Маллы из Павы,

    - Семейство Маллы из Кушинагара, объявившее остальным сторонам, что, поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».

    Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда. Его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды для возведения ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра."
    Вики

    Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, одна — сосуду в котором кремирован Будда, и одна — золе из погребального костра Будды.

    Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

    Однако в индийских источниках я прочла, что Ашока открыл ступы, в которые смерти Будды был помещен его прах. Император повелел построить по всему королевству  восемьдесят четыре тысячи ступы. Сколько их было построено на самом деле - неизвестно, но одна из таких ступ и есть Великая Ступа Санчи, в которую Ашока поместил часть священного праха Будды.

    В начале правления пришедшей на смену  Маурьев династии Шунга  Великая Ступа подверглась поруганию, однако при этой же династии  была расширена. 
     

     
    До 12-го века тут кипела активная жизнь буддисткой сангхи: Великую Ступу окружало около 50-и различных построек, в частности тут находится один из первых буддистских храмов в мире, и большой буддистский монастырь.  


     Ну а далее произошло то, что произошло: буддизм в Индии зачах,  великие святыни были заброшены и довольно быстро их  поглотили джунгли. В 1822 году английский офицер во время охоты наткнулся на Великую ступу и первым делом выпотрошил то, что можно было выпотрошить: ларец с мощами.  Он не добыл  несметных сокровищ: к его разочарованию из почти пустого ларца  просыпался лишь прах, который был дороже всех сокровищ мира, и его быстро разнес по окрестностям ветер. 

     
  • 2
    30 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    КАК ДОБАТЬСЯ?
    Санчи удобно расположен, его кратковременное посещение хорошо встраивается как в путешествия по Мадхья Прадеш, так и в путешествия по северной Махараштре.  В частности из Санчи очень удобно уезжать в Джалгаон и далее в Аджанту. 

    В Санчи есть маленькая железнодорожная станция, на которой, к моему изумлению, не оказалось камеры хранения. На этой станции останавливается гораздо меньше поездов, чем в находящейся рядом Видише, поэтому, мониторя поезда, забивайте в поиск и Видишу тоже. Например в нашем случае мы вышли из поезда прямо в Санчи, а вот  удобного обратного поезда из Санчи не было, и я купила билет на поезд, уходящий из Видиши.  Можно так же ориентироваться на поезда приходящие и уходящие из Бхопала.
    ВЕЛИКАЯ СТУПА
    Санчи - крохотный уютный город, вопросов - куда идти - не возникает, холм со ступой видно с любой точки.
    Входные билеты в комплекс Великой Ступы (стоимость 500 рупий) продают внизу, не пропустите этот незаметный киоск, он находится слева по ходу вашего продвижения на холм. 

    ГДЕ ЖИТЬ, ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
    Если у вас есть желание задержаться в Санчи, то могу порекомендовать отель, в котором останавливались мы сами: Gateway Retreat Sanchi. Но даже если вы не собираетесь здесь ночевать, то можете смело в нём отужинать: в отеле фантастически вкусно кормят. Неподалеку от нашего отеля есть отель Hotel Sambodhi, но про него ничего сказать не могу.  Можно остановиться в Видише, но мне кажется Санчи симпатичнее. Можно остановиться  и в Бхопале, а Санчи посетить на поезде, автобусе или автомобиле.

    Санчи вполне может быть вашей базой на короткое время:
    1-й день: можно посмотреть Ступу, съездить в пещеры Удайгири, посмотреть колонну Гелиодора (на карте выше отмечена как "Бейс") и вернуться обратно. За подобный маршрут  мы заплатили  рикше, который ожидал нас у памятников,  400 рупий. Думаю переплатили немного, но можно иметь эту цену как ориентир.
    2-й день: сьездить на машине в Бхимбетку и Бходжпур. За машину из Санчи в Бхимбетку с заездом в Бходжпур и обратно мы отдали 3000. Время в пути от Санчи до Бходжпура 1 час, от Бходжпура до Бхимбетки - 45 мин, и от Бхимбетки до Санчи - 2ч.
    В этот же вечер можно покинуть Санчи:  есть удобный ночной поезд в Джалгаон, правда из Видиши. Рикша из Санчи в Видишу - 200 рупий, время в пути минут 20

    Ну что, приступим к осмотру?

  • 3
    31 мар. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Лен, вот у нас был выбор : Санчи или Бимбембетка. Мы выбрали Бимбетку.  А что бы ты выбрала ?
  • 4
    31 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga я бы Санчи. Если бы у меня попросили совета, то я бы задала наводящие вопросы: что интересует в первую очередь? Я изучаю искусство древней Индии, у нас на курсах для Санчи была выделена целая тема. Но если кто-то предпочитает "каменюкам" природные  ландшафтные парки, то посоветовала бы Бхимбетку. 
    Или посоветовала бы перекроить маршрут и посмотреть тут все, чтобы два раза не ездить) А отминусованное увидеть в следующий раз.
    Опять же к Ступе лучше идти подготовленным, я постараюсь справиться с весьма непростым материалом и описать ее барельефы. Тогда смотреть в разы интереснее: ты как будто читаешь истории из жизни Будды, изваянные в камне. В Бхимбетку можно завалиться с нулем знаний: она - яркий пример прекрасной визуальной картинки да ещё с бонусом: наскальной живописью.
  • 5
    31 мар. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Бхопал у нас был транзитом Хампи-Дели. Думаю, что еще придется мне на поезде ехать из Дели на юг.  Не трястись же двое суток. Опять подберу маршрут с ночными переездами.
  • 6
    31 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga ну в этом плане можно кидать монетку) 
    Да, Санчи, Бхопал, Видиша лежат на жд маршруте Мумбаи - Дели, поэтому туда можно заехать ещё раз. Да ещё Ступа находится в пешей доступности от станции. 
    Я вот  разберу ее барельефы, приедешь подготовленной, будет интереснее)
  • 7
    01 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Сту́па - это либо реликварий, либо памятник в честь важного события, исторически ступе предшествовали царские могильные курганы.


    КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТУПЫ И ИХ САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

    Ученики задали Будде вопрос: в какой гробнице он хочет быть похоронен? Благословенный вместо ответа молча скрутил монашескую накидку, на неё положил чашу для сбора подаяний, перевернутую вверх дном, и увенчал конструкцию  посохом странника.

    В основе архитектурного плана ступы лежит та же самая кольцевая янтра, о которой мы говорили в "Сакральных принципах храмового зодчества".  Подобная конструкция подразумевает обход ступы по кольцевой янтре, что способствует влиянию янтры на вас, так как в буддизме ритуал поклонения заключается в  обходе ступы по часовой стрелке.

     По янтре выложены круги из кирпича-сырца, изготовленного по размерам кирпичей их  Хараппы (3 к 2к 1), вслед за кирпичом-сырцом  идет слой обженного кирпича, поверх кирпичной кладки шли каменные плиты, и поверх этого наносилась штукатурка: так создавалось "тело ступы". 

    Понятно, что такая конструкция не допускает пустот, ступа вся "полная" внутри ничего нет. Ступа как архитектурная форма имеет экстерьер, но не имеет интерьера

    Глухая форма ступы - символ шуньи (пустоты как гиперплотности.) Когда ступа была белёная, то она овеществляла "то, что есть, является скорлупой, плавающей в бесконечности того, чего нет". То есть форма - ничто иное, как оболочка, как скорлупа, внутри которой пустота, и эта скорлупа с пустотой плавает в бесконечной пустоте. 

    Красиво и образно сказано, правда?
     

     Диаметр Великой Ступы 36,6 м кв, высота 16 м 46 см. Изначально ступа была значительно меньше, но выше я уже говорила о том, что во время правления династии Шунга ступа была сначала частично разрушена, но затем восстановлена и почти вдвое расширена.

    Главные элементы ступы
    1) "Метхе"  - цоколь. Он символизирует землю, мир бога Мары, вокруг цоколя по часовой  стрелке осуществляется нижний обход ступы.

     
    2) "Анда" - сводчатая форма, установленная на цоколь, символизирует небеса. Ранее была покрыта белой штукатуркой. К ней можно подняться и  совершать обход вокруг нее. 

     
    3) Хармика - собственно реликварий. Расположена на самой вершине анды за оградой. Представляет из себя сооружение правильной кубической формы, в которое помещали ларец с прахом. 

    4) Чхатра валли - шпиль и зонты, установленные на хармику. Все вместе - этот модель горы Меру; вертикальный шпиль символизирует ось Вселенной, а зонты (чхатра), нанизанные на него  - мир просветлённых существ. 

    Зонт может быть один, а может быть несколько, например, три. Если их три, то они могут символизировать три драгоценности буддизма (триратну): Будду, Колесо Закона и монашескую общину (сангху). 
     

     
    4) Ведика - ограда.  Сейчас каменная,  изначально во втором веке до н.э  была деревянной. Ведика ограничивает обход вокруг цоколя ступы, молитвенный обход второго уровня - вокруг сводчатой анды, и обход третьего уровня - вокруг хармики.

    Таким образом можно совершить символическое восхождение от грешной земли к небесам. А если бы был открыт подьем к хармике, то к миру просветлённых существ. 

    Внизу  и в середине ступы ограда круглая, наверху - кубическая. Ограда сделана по принципу деревенской ограды от скота. Ведика специально задумана такой глухой и массивной: чтобы создавалось впечатление,  что  вас "придавливает" к ступе. 


    5) "Торана" - ворота. Существует четверо ворот - согласно сторонам света). Как  ведика  демонстрирует деревенскую ограду от скота, так и тораны изображают деревенские ворота.


    В результате получилась вот такая замечательная конструкция,  отражающая вращающуюся  свастику:

     

     


  • 8
    02 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    СКУЛЬПТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОРАН
    (датируются180-160 г. до н.э.)

    Тело Ступы (метхе и анда), а так же  хармика и ведика не имеют украшений. Всю красоту, весь скульптурный изыск, всю фантазию худажников вобрали в себя ворота - тораны (название "торана" происходит от санскритского слова "тор" — "проход").  Как уже было написано выше, в Ступу ведут четверо ворот (согласно сторонам света). 

    Восточные ворота 

    Западные ворота 

     Северные ворота 

     Южные ворота 

     
    Ворота продолжают тему  деревенской ограды, начатую ведикой, и состоят  из трех горизонтальных балок, соединенных с вертикальными балками богато украшенными  скульптурными капителями. Горизонтальные балки  закачиваются каменными свитками, символизирующим свитки с рассказами о джатаках (предыдущих воплощениях Будды).

    Верхняя массивная часть ворот воодружена на несоразмерно тонкие и лёгкие опорные столбы, создавая впечатление неустойчивости. Но как бы она не была тяжела, эта конструкция нерушимо простояла две тысячи лет. 

     Ведика и тораны изначально даже не были соединены, их скрепили совсем недавно, и то не везде.


     Крупные декоративные элементы
    Переход от нижней легкой вертикальной части ворот к верхней громоздкой горизонтальной осуществлен с помощью классического архитектурного приема: установленных  на абаки (горизонтальные плиты) скульптурных капителей. И эти капители бесподобны!

    На северных и восточных воротах рядом со слоновьими капителями размещены прекрасные консоли в виде  чувственных фигурок раскачивающихся на ветках якшинь. В них чувствуется первобытная буйная сила природы, и тяжелые ветки плодовых деревьев подчеркивают это. Так же мастерски исполнены расположенные выше якшинь павлины.

     В изображении слонов, как и павлинов, Индия не имеет себе равных.  Слоны в изображении индийских скульпторов безукоризненны с любого ракурса. Дырки на местах бивней образовались потому, что в них вставлялись бивни из настоящей слоновой кости, сами слоны украшены попонами с кистями, а ранее тут были и золотые цепочки, и драгоценные камни. 

    В декоре ворот нет мелочей, нет незначимых элементов, которые были бы исполнены "спустя рукава". Скульпторы тщательно детализировали даже   расположенные довольно высоко,  в стесненном темном углу (между капителью и горизонтальными балками), ловкие фигурки вглядывающихся вперед погонщиков слонов. 

     Другие капители не менее великолепны: полюбуйтесь на этих пузатеньких карликов-якш 

      А вот пример львиной капители. Кстати: вот львов-то в Индии изображать не умели! В отличие от слонов, львы всегда выглядят очень неправдоподобно, и я сейчас говорю именно о львах, а не о леогрифах (попугаельвах). Лев - это коронная персидская тема, в Индии же львы встречаются лишь в Гуджарате, может в этом причина столь низкого "портретного сходства"?

    Львиная капитель

     
    На верхней балке торан ранее были установлены крупные скульптурные украшения, но к сожалению они не все  сохранились. Доминирующим является Колесо Закона. 

     Изваяния Будды
    У цоколя с четырех сторон установлены изваяния Будды в разной степени сохранности. Они установлены на пять веков позднее. 



  • 9
    04 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Мелкая декоративная скульптура

    Все пространство верхних горизонтальных балок и боковых вертикальные опорных столбов заполнено изумительными барельефами из жизни Будды в разных его воплощениях.
    На северных воротах запечатлена история Будды, когда он приходил на землю как милосердный принц Вессантра (Вишвантара). Был в его королевстве слон, который "обеспечивал" все царство своевременными дождями и хорошим урожаем. Говорим "слон" - вспоминаем Индру, и он тут появляется в виде брахмана, который попросил у принца слона, и тот отдал дрогоценное животное без колебаний, за что был изгнан из царства вместе с женой, сыном и дочерью. Покидали они царство на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми. Индра опять появился перед изгнанниками и царевич отдал ему и колесницу, и лошадей.

    Далее история развивалась так же, как история царя Харисчандры (основателя династии Рагху, предка божественного Рамы): принц отдал брахману последовательно сына, дочь и жену! Индра таким образом испытал праведника, появился перед ним в своем обличье и вернул ему все, что Вишвантара ему отдал.

    На барельефе отражены и семья принца, которая едет на колеснице прочь из царства, в правой дальнем углу - хижина отшельника, в которой поселился принц, перед хижиной его жена готовит обед. Там же виден злополучный слон. А слева фигурка Лакшми, которую слоны поливают из хоботов - вот такой синтетический орнамент!


       Обратите внимание  на сколько плотно заполнено все свободное пространство панелей. "РитА" в индуизме - мировой порядок,  "анритА" - отсутствие порядка. Символом непорядка в индуизме являются дыры, обрывы, они расцениваются как прорыв хаоса в мир порядка - именно так трактуют индийцы свободный фон (в отличие от пустот китайского пространства, которые объединяют сюжеты).



     В Индии же мастерство скульптора и живописца оценивается по тому, как плотно он заполнил пространство. Искусство гармоничного заполнения пространства в торанах Ступы №1 достигло совершенства. Все фигуры подчинены единому ритму, пространство каждой панели сбалансированно и уравновешено.
       

    Рассмотрим другие скульптурные группы. В центре фотографии, представленой  ниже, вы видите длинную лестницу. На этом барельефе изложена история восхождения Будды на небеса для встречи с матерью, которая умерла при его рождении. После этой встречи Будда спустился по лестнице с небес на землю. 

     А где же тут сам Будда, спросите вы? Ведь тут и на вершине лестницы и внизу изображено дерево? Правильно, дерево это и есть Будда. На ранних памятниках вы не найдете изображения Будды в человеческом обличье, считалось, что оно слишком  тесно для его личности, поэтому ему поклоняются как дереву (символу просветленной личности), как ступе (символу буддистской общины). или как Учению (в виде Дхармачакры - "Колеса Закона".

      Этот Закон согласно учению  является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб



    Иногда Будда изображается в виде трона (пустого), на котором он незримо присутствует: 

     Все вышеперечисленное представляет собой три драгоценности буддизма - Триратну: Будду, Учение, сангху (общину).

     - Нижняя панель тораны: на данном барельефе слоны поклоняются дереву (как символу  Будды)

     - Средняя панель тораны: изображается Учение в виде Дхармачакры (Колеса Закона)

      - Верхняя панель тораны: изображается сангха (буддистская община, сообщество носителей Закона) в виде ступ и поклоняющиеся им людей


    На этом барельефе две обезьяны подносят Будде, представленному в виде дерева, горшочек с мёдом: 

     
    Еще один великолепный барельеф: искушение Будды демонами. В левом углу панели представлен в виде дерева сам Будда, правая часть полностью отдана гротескно изображенным демонам.  Среди сомна демонов сделан акцент на главенствующем Маре, повелителе сил зла: он изображен несколько крупнее, чем остальные. И несмотря на то, что лица демонов искажены, картинка вызывает не отвращение, а улыбку. 

    Картинка  говорит нам: как бы мы ни понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем.

      "В целом скульптуры и рельефы четырех торан в Санчи отражают целый мир, одновременно и реальный и фантастический. Здесь представлены народ Индии и ее природа, архитектура, быт разных слоев населения, образы поэтического мифотворчества народа в виде духов природы и фантастических существ, а также предания и легенды, повествующие о Будде, в частности „джатаки“ — легендарные истории о прежних жизнях Будды на земле, когда он именовался Бодхисаттвой."

    С. И. Тюляев 
  • 10
    08 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ДРУГИЕ СООРУЖЕНИЯ КОМПЛЕКСА

    Первым по ходу вашего продвижения в комплекс по левую руку находится здание музея, в котором находится львиная капитель знаменитой 10-й колонны Ашоки.

    Выше в основном я рассматривала детали Великой Ступы, которая иначе называется Ступа №1. Раз есть Ступа №1, то есть и последующие.

    Ступа №3
    (2-й век до н.э)

    Расположена поблизости от Ступы №1, представляет из себя куда более скромный реликвий с прахом учеников Будды - Сарипутры и Махамогалана. На фотографии выше можно видеть пространственное соотношения музея, Ступы №3 и Ступы №1.

     Ступа №3 имеет на своей вершине один зонтик (валли) и одни ворота (торана). Возможен обход ступы только вокруг  второго уровня (анды). 


    Ступа№2
    (2-й век до н.э) 

    К Ступе №2 нужно спуститься через развалины монастыря. Дорога не длинная и весьма живописная, а сама Ступа№2 расположена на обрыве, с которого открывается умиротворяющий вид на просторы южного Мадхья Прадеш 

     Ступа №2 не имеет торан, но зато имеет ведику (ограду), и ее ведика  имеет небольшие фрагменты с интересными и немного наивными барельефами. Обход ступы   возможен по двум уровням.





     Буддийские храмы
    Позади Ступы №1 находятся развалины первых буддистских храмов эпохи блистательных Гуптов, которые неожиданно напоминают древнегреческие развалины. Маленькое отступление: говорят, что любое искусство развивается по биологическим законам, проходя период рождения, развития, максимального рассвета и увядания. Так вот на мой дилетантский взгляд этоха Гуптов является вершиной искусства древней Индии, её расцветом, после когорого ничего равного ей не создавалось. 

     При написании топика подглядывала в лекции по "Искусству Древней Индии" Веры Георгиевны Белозеровой и в монографию  "Искусство Древней Индии" под редакцией Н. Виноградовой и  О. Прокофьева

  • 11
    08 апр. 2017
    Orissa
    Лена, вообще  огромное человеческое  спасибо за  этот и другие  топики  с  ценнейшей и подробнейшей  информацией! Я вот, к примеру, молчу, потому как, увы, не обладаю такой  глубиной  познаний... Но фото прекраснейшие! и вдохновляюсь на новые маршруты)
    и вот кстати, никогда даже не подозревала, что 
    Elena Vasta сказал(а):
    В Индии же мастерство скульптора и живописца оценивается по тому, как плотно он заполнил пространство
     интересный факт
  • 12
    08 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    УДАЙГИРИ 

    Пещерные  храмы Удайгири (не путать с одноименными пещерами в Одиче) расположены в 13 км от Санчи, их осмотр  можно сочетать с осмотром комплекса Великой Ступы. Более того, если взять рикшу или машину, то после осмотра  пещер Удайгири за 10 минут можно доехать до городка (деревни?) Бесисагар, где установлена колонна Гелиодора. Эта колонна очевидно очень дорога муниципалитету Видиши, потому что о ней размещена информация на городском железнодорожном вокзале. Не о Санчи, не об Удайгири, а именно о колонне Гелиодора, поэтому я тоже скажу о ней пару слов - позднее.

    А пока отправимся в Удайгири: вот этот холм, с обратной стороны которого находятся природные пещеры, которые в гуптский период были украшены замечательными скульптурами.  Кроме пещер в комплексе были построены несколько маленьких шрайнов, так что всего в Удайгири находится около 20-ти индуистских и джайнских святилищ. 

    Чем еще замечательно это место: тут стояла знаменитая железная колонна, которая сейчас находится  в Дели

     Пещера №6
    Прекрасные  фигуры и громадный Ганеша 


     

    Наиболее интересна пещера №5. Огромная фигура вепря Варахи (зооморфный аватар Вишну) стоит на фоне красноватой стены, испещренной мелкими барельефами. Кажется, что экспрессивный Вараха еще чуть-чуть - и сорвется со своего места 

     В шиваистской пещере №4 установлен шивалингам с прелестным лицом Парвати 

      

     (эту фотографию взяла отсюда)

    Пещера №3 - пещера Картикейи (Скандры) 

     Еще несколько фигур, которые расположены в пещерах и 1-3 и между ними.


     После шестой пещеры следует восходящий узкий скальный коридор, где слева находится пещера №13 с огромной скульптурой Нараяны, возлежащего на змее Шеше 

     Далее можно прогуляться к удаленному маленькому джайнскому храму. 

    Ничего казалось, там особенного и нет,  однако прогулка по невысокому живописному холму, горизонт в лёгкой дымке, пасущиеся на камнях козы (чего они там щиплют?), патриархальная красота деревенской Индии,  проявленная в теплых лучах заходящего солнца, нас очаровали и расслабили.  Я не раз замечала, что горные пейзажи  любят рассвет, а равнинную Индию больше всего красит закат, она становится сказочно-золотистой, такими тёплыми красками писали художники прошлого века.


     

     В скромном  джайнском храме на вершине холма стоит такой же скромный тиртханкар 


     Мы спустились с холма по другой дороге и возвращались к главному входу в пещеры и к нашему рикше через деревню. 

    Деревня премилая! А милее всех была бабуля, которая вышла из дома, уселась в пыли автомобильной дороги и ругалась на  водителей транспортных средств, осмеливающихся бибикать, объезжая ее. 


     КОЛОННА ГЕЛИОДОРА

    Мы вскочили в нашу рикшу, водитель которой метался у главного входа в пещеры, хлопал крыльями и страшно суетился. Оказывается через 10 минут "колонна закрывается".

    Она, таки, и закрылась. Я сделала мутную фотографию, просунув фотоаппарат сквозь решетку 


     А вот огромный плакат в Видише с призывом, направленным ко всем гостям города, немедленно ехать любоваться на колонну 

     Согласно надписи на колонне, её установил греческий посол  по имени Гелиодор в честь своего перехода в индуизм: 

    "Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшим в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре..."

    Вот так бывает!