Ученики задали Будде вопрос: в какой гробнице он хочет быть похоронен? Благословенный вместо ответа молча скрутил монашескую накидку, на неё положил чашу для сбора подаяний, перевернутую вверх дном, и увенчал конструкцию посохом странника.
В основе архитектурного плана ступы лежит та же самая кольцевая янтра, о которой мы говорили в
"Сакральных принципах храмового зодчества". Подобная конструкция подразумевает обход ступы по кольцевой янтре, что способствует влиянию янтры на вас, так как в буддизме ритуал поклонения заключается в обходе ступы по часовой стрелке.
По янтре выложены круги из кирпича-сырца, изготовленного по размерам кирпичей их Хараппы (3 к 2к 1), вслед за кирпичом-сырцом идет слой обженного кирпича, поверх кирпичной кладки шли каменные плиты, и поверх этого наносилась штукатурка: так создавалось "тело ступы".
Понятно, что такая конструкция не допускает пустот, ступа вся "полная" внутри ничего нет. Ступа как архитектурная форма имеет экстерьер, но не имеет интерьера
Глухая форма ступы - символ шуньи (пустоты как гиперплотности.) Когда ступа была белёная, то она овеществляла "то, что есть, является скорлупой, плавающей в бесконечности того, чего нет". То есть форма - ничто иное, как оболочка, как скорлупа, внутри которой пустота, и эта скорлупа с пустотой плавает в бесконечной пустоте.
Красиво и образно сказано, правда?
Диаметр Великой Ступы 36,6 м кв, высота 16 м 46 см. Изначально ступа была значительно меньше, но выше я уже говорила о том, что во время правления династии Шунга ступа была сначала частично разрушена, но затем восстановлена и почти вдвое расширена.
Главные элементы ступы
1)
"Метхе" - цоколь. Он
символизирует землю, мир бога Мары, вокруг цоколя по часовой стрелке осуществляется нижний обход
ступы. 2)
"Анда" - сводчатая форма, установленная на цоколь, символизирует небеса. Ранее была покрыта белой штукатуркой. К ней можно подняться и совершать обход вокруг нее.
3) Хармика - собственно реликварий. Расположена на самой вершине анды за оградой. Представляет из себя сооружение правильной кубической формы, в которое помещали ларец с прахом.
4) Чхатра валли - шпиль и зонты, установленные на хармику. Все вместе - этот модель горы Меру; вертикальный шпиль символизирует ось Вселенной, а зонты (чхатра), нанизанные на него - мир просветлённых существ.
Зонт может быть один, а может быть несколько, например, три. Если их три, то они могут символизировать три драгоценности буддизма (триратну): Будду, Колесо Закона и монашескую общину (сангху).
4) Ведика - ограда. Сейчас каменная, изначально во втором веке до н.э была деревянной. Ведика ограничивает обход вокруг цоколя ступы, молитвенный обход второго уровня - вокруг сводчатой анды, и обход третьего уровня - вокруг хармики.
Таким образом можно совершить символическое восхождение от грешной земли к небесам. А если бы был открыт подьем к хармике, то к миру просветлённых существ.
Внизу и в середине ступы ограда круглая, наверху - кубическая. Ограда сделана по принципу деревенской ограды от скота. Ведика специально задумана такой глухой и массивной: чтобы создавалось впечатление, что вас "придавливает" к ступе.
5)
"Торана" - ворота. Существует четверо ворот - согласно сторонам света). Как ведика демонстрирует деревенскую ограду от скота, так и тораны изображают деревенские ворота.
В результате получилась вот такая замечательная конструкция, отражающая вращающуюся свастику: