Ришикеш.
Утром мы высунули нос из окна - вдоль по забору бежала обезьяна и дул ужасный, ужасный холодный ветер. Мы опечалились, однако ветер прекратился буквально через двадцать минут. На следующее утро повторилось, кстати, то же самое - ветер дул где-то с 7 до 8, а потом прекращался, и днем была вполне приятная погода. Странная специфика климата. Мы позавтракали в отельном кафе и отправились на неспешную прогулку. Целью была рекогносцировка местности, поскольку всего в Ришикеше у нас было только полтора дня, и никаких крупных планов мы не строили.
Мне очень понравился район Сварга Ашрама. Уж и не знаю, чем - близостью ли Ганги, меньшей "туристичностью" или все эти ашрамы навевают какую-то особую атмосферу, но общее впечатление там было - "легкость и умиротворенность". Не знаю, что с этим районом происходит, когда Ганга "выходит из берегов" - все-таки он достаточно низко расположен. Мы прогулялись по мраморной набережной, омыли стопы в Ганге, сунули носы в несколько лавочек и в несколько ашрамов - везде как-то благостно было.
Прогулялись в сторону Лашкман Джулы (не "огородами", а основной дорогой, наблюдая симбиоз коров, обезьян, местных жителей и пришлых баб - или бабов - не знаю, все-таки, как их правильно назвать). Возле Лакшман Джулы не могли не зайти в Трямбакешвар - многоэтажный прибрежный "тортик" обещал великолепные виды.
Не зря обещал - отличные виды оттуда, да и святилища на нижних этажах прикольно было посещать - угадывать, кто где сидит :) На этажах повыше уже более серьезные святилища, в основном - Шивы, как и предполагает название. На последнем этаже брамины отлавливают всех забредших и "опудживают" их - мол, надо так! :) Мы тоже с удовольствием опуджились и пошли обедать в соседнее кафе. Я, конечно, всех подбивала пойти покушать напротив, где местные с удовольствием лопали, и Ленка даже была не против, но потом мы пожалели менее "обындусенных" попутчиц и пошли в кафешку с видом на Гангу - где нас накормили от души, а уж ведерко фруктового салата было совсем обалденное.
По Лакшман Джула перешли на противоположный берег, пошли в обратном направлении. На одном из перекрестков нас пытался отловить "чистильщик ушей", размахивая своими "пыточными инструментами" - на что мы заржали и сказали, что ездим со своим лор-врачом, и это правда - Алина у нас лор :). Мы ее еще долго подбивали пойти обменяться опытом с коллегой, но ее от одного вида его инвентаря передергивало. Нагулявшись, подъехали к Рам Джуле на рикше и прошлись по лавочкам в том краю. Наткнулись на замечательную лавку с ауровильской косметикой
Марома, Кстати, рекомендую, кому подвернется - у них замечательнейший серум для лица и остальная косметика очень достойная и совсем-совсем натуральная (по крайней мере, так обещают). Кроме уходовых средств, у них чудные масляные духи - что мне больше всего понравилось, даже по названию моно-ароматы имеют в композиции еще некоторые дополнительные ноты, что прибавляет им объема и буквально ставит на одну ступень с "настоящими" парфюмами. Стойкость тоже замечательная, хотя зависит от климата - в Керале они с меня слетали за час, а дома до вечера замечательно "шлейфят". Их агарбати и прочие радости жизни не пробовала, как и масла.
Катя, не верящая нам, что в Джайпуре и прочих раджастанских городах она сможет накупить целую кучу павлиньих вееров любого размера и конфигурации, прикупила в пути веер из павлиньих перьев. Ну да, конечно, возить веер еще две недели по Индии - то еще развлечение, но хозяин - барин.
Было как раз пора идти на Ганга Арти в Сваргашрам, туда мы через забитую людьми Рам Джула и отправились. Действо было очень душевным, каким-то... домашним, и Ганга была здесь уютная, спокойная и светлая (хотя мы уже видели в Харидваре по телеку, когда ждали автобус к Чанди Деви, какой ужасающей она может быть). Послушники из Пармат Никетан Ашрама пели мантры, все им подпевали - включая нас, солнышко садилось на противоположном берегу и на меня в самом деле снизошла какая-то благодать. Очень не хотелось уходить оттуда, даже когда вся церемония закончилась, и пора было бы и честь знать - поэтому когда мои попутчицы отправились гулять по лавочкам, я осталась там просто понаслаждаться присутствием Ганги. В конце концов, мы все собрались и пошли ужинать, а потом, совершив ежевечерний ритуал подсчета денег, расползлись по кроваткам. День прошел удачно - мы нагулялись и "поймали" общее ощущение от города. Ощущение оказалось даже лучше, чем я ожидала, поэтому уже тогда решено было заехать сюда, хотя бы ненадолго, и на следующий год.
Наутро первой удивительной вещью было, что я совершенно не хочу курить. Не то, что раньше я хотела - а теперь не хочу, но раньше мне было безразлично, а теперь я не хотела категорически. уже давно не курила, в принципе - но в поездке у нас это был как синоним отдыха - при желании сигаретку выкурить. А тут подруга предложила, а я поняла, что вот даже видеть эту бяку не хочется, и я сказала, что курить, наверное, больше не буду. Я сама этому удивилась, что это меня так - не пошла ли у меня здесь уже благость "через край", но решила следовать за своими желаниями. Им же я последовала и на завтраке - очень уж вкусно кормили в нашем отеле :) После обеда у нас по плану была пешая прогулка по заповеднику, поэтому мы решили прогуляться часиков так до 11, потом собрать вещи, пообедать и в районе часа выдвигаться в Харидвар.
Сначала мы пошли по берегу Ганги на юг, в потивоположную от Рам Джулы сторону. Город там очень быстро заканчивается, но еще тянутся всяческие "самопальные" ашрамчики, да и вообще - замечательное место там, без трафика, Ганга мелкая - мы зашли в нее, рискуя поскользнуться на скользких камешках. Холодная!!! Потом пошли к ашраму Битлз. уже давно закрыт, но зайти туда вполне можно было - как говорят. К нам же пристал, как банный лист, дядька, который "типа охранял" эту территорию. Всю дорогу к ашраму он нам талдычил, что заходить туда нельзя, нельзя и все тут. Мы поводили носом и решили туда не идти. Не так уж и заманчиво все это смотрелось, еще репьев нацепляем :) Увидев, что мы развернулись и хотим идти назад, дядька сменил тон и начал убеждать нас, что зайти можно, но за мзду. Поздно! Предложи он это раньше, мы бы, не задумываясь, дали взятку, а теперь - момент ушел. Видно, боялся дядька продешевить сначала :)
Дойдя назад и еще чуть прогулявшись, мы с Ленкой отправили девчонок в отель, а сами пошли в Пармат Никетан - потому что у нас рюкзаки были собраны, а у них нет :) Территория ашрама очень здорово ухожена, цветов не так, чтобы очень много, но цветут они буйно и создают чудное обрамление статуям. Мы прошли сначала в дальнюю часть, поглазели там на нахальных обезьян и увидели, как дядька-охранник привел на территорию лангура на поводке - видно, надрессированного, гонять нахальных красномордых мартышек. Потом пошли в сторону Ганги по основной территории, поглазели на товар в их аюрведической лавочке и тут Ленка заметила, что на двери соседнего магазинчика со скульптурами и прочей сувенирной продукцией висит табличка "Currency Exchange". А ей как раз деньги поменять! Мы решили зайти. Мы еще не знали, что обменом не ограничится.
Пока один из продавцов менял Ленкины доллары, из соседней комнаты вышел дядька-хозяин и оглядел нашу парочку. Остановившись на мне, он сказал, что я, наверное, "artist" или как-то связана с искусством - частенько обо мне такое мнение, но я не артист вовсе, а прозаичный бухгалтер. Дядька сказал, что зря я не артист, потому что энергия соответствующая у меня очень сильная, и носить мне надо изумруд и сапфир. Я покивала головой, а потом вдруг решила все-таки узнать, почему все они (это уже не первый раз, мне и хиромант в Мумбаи об этом говорил, и еще пара "парапсихологических" личностей) настаивают, что мне нужны зеленые и синие камни. Дядька сказал, что лавочка - это его бизнес, а хобби у него - диагностика по чакрам, учился в Тибете, и, если мы желаем, он может нас по чакрам прямо сейчас продиагностировать. Мы обычно на такие вещи вообще не ведемся и отказываемся, а тут - уж и не знаю, почему, решили: "Чем черт не шутит, пойдем и продиагностируемся :)
Мы перешли за дядькой-чакристом в соседнюю комнатку с таким же прилавком, но с ковриком на полу, он сел на пол, скрестив ноги, и велел мне тоже усесться перед ним. Что-то там помолившись, дядька взял хрустальную штуку с нанесенными на нее камнями по цвету чакр (я такие видела раньше в тибетских лавках, но никогда не знала, что ею делать) и начал меня "диагностировать". И если до этого я относилась ко всему, как к приколу, то тут как-то стало не очень смешно, потому что он на самом деле описывал мои характерные особенности личности и мои проблемы. Ленка, сидя рядом в ожидании своей очереди, тоже фигела и говорила: "Слушай, он реально про тебя рассказывает!!" Первой фразой, которую он мне сказал, было "Ты слишком много думаешь, тебе это вредно" :))) И уже тут я поняла - шаман!!! :)
Но самое интересное началось, когда дядька дошел до моей горловой чакры (верхние две у меня в "приличном" состоянии, он только и порекомендовал мне медитацию полной луны. А вот с вишуддхой у меня фигня, я и сама это знаю. А тут дяденька прикоснулся своим "волшебным жезлом" к моей шее и буквально через несколько секунд положил мне пальцы сзади на основание черепа и сказал "У тебя вот здесь болит". Тут я и правда офигела.
Надо сказать, буквально за несколько недель до отъезда у меня начала болеть шея именно в этом месте - где черепушка прикрепляется к позвоночнику. Заниматься этим вопросом некогда было, поэтому я решила отложить его на "после Индии", хотя болело иногда очень даже заметно. Никому вообще я об этом не говорила, подумать по моей осанке, что у меня проблемы с позвоночником, тоже невозможно. Я повернулась к Ленке и с квадратными глазами спросила "ОТКУДА он знает???" Даже Ленка не знала об этой проблеме, поэтому обе мы сильно подивились. Дядька тут же предложил мне "лекарство" - пей, говорит, джинджер-лемон-хани каждый день, и будет тебе счастье, девонька :) Потом он еще много чего рассказал, спросил, курю ли я и велел бросить, если да (как интересно совпало с моим именно в этот день окончательным решением никогда больше не курить). Про остальные чакры он тоже сказал "всю правду", да и подруге моей рассказал все верно, точно указав на главную и самую животрепещущую ее проблему. Он сказал, что проблема решится, но ей надо заниматься, и он может помочь - чуть подкорректировать эту чакру. К тому времени мы уже настолько поверили, что наш чакрист - не шарлатан, что Ленка даже согласилась на "быструю корректировку чарк". Время поджимало, я оставила ее "корректироваться", а сама пошла в отель допаковывать вещи и заказывать обед.
Пока дядька диагностировал Ленку, кстати, он так, будто что-то важное вспомнив, посмотрел на меня и спросил, верю ли я в Господа Шиву. Надо сказать, что буквально прошлым вечером мы с Ленкой на Пармат Никетане разговаривали, что вот сейчас, спустя 8 поездок в Индию, уже, похоже, готовы совсем "обындуситься", поэтому мы переглянулись и сказали "Наверно, уже да". "Вам надо иметь статую Шивы дома, это Ваш Бог" - сказал мне дядька. "А мой, а мой???" - засуетилась Ленка, на что он ей тоже сказал, что и ее тоже :) Что удивительно - из всего индийского пантеона Шива всегда для меня был самым чарующим, интересным и "моим", я явно предпочитала шиваитские места, шиваитские легенды, шиваитские атрибуты и изображения, и даже книжки покупала про Шиву. Оказывается, не зря :)
Я уже писала в другом отчет, что, когда через год я пришла к дядьке снова, с компанией моих друзей исключительно в качестве переводчика, он опять через какое-то время посмотрел на меня и спросил, верю ли я в Господа Шиву, и что это - мой бог. Больше никому из тех, кто у него был из моей компании, он ничего похожего не говорил, а вот меня упорно хотел в индуизм обратить :)
Пока Ленка там "корректировалась", я быстренько добежала до отеля, где подруги уже били копытом в ожидании обеда. Я поскидала последние наши с Ленкой вещи в рюкзаки и пошла заказывать обед. Ленка появилась, когда мы вовсю уже наминали, довольная до невозможности. Но - с достаточно объемной сумкой, в которой что-то загадочно громыхало :))) Оказалось, дядька корректировал Ленке чакру поющей чашей, и для закрепления результата Ленка решила ту чашу купить. Чаша оказалась офигенски интересная, большая и красивая до невозможности, и продал он ей эту чашу за какие-то очень небольшие деньги - но после вчерашнего "Катя, зафигом ты будешь таскаться две недели с веером" вид Ленки, собирающейся таскаться целый месяц с чашей был оооочень ржачным :))) Мы так ее и провозили, периодически заряжая ею воду и слушая ее чудные звуки. А еще дядька сказал, что если голова болит или не спится, то можно надеть чашу на голову и сделать "бомммм". Я очень четко представила, как ленкин муж заходит на кухню ночью, а там Ленка сидит с чашей на башке и делает "боммм" :)))
Катя, правда, и тут отличилась - был у нее пунктик, выпытать, кто за сколько что купил. И тут она к Ленке пристала - за сколько же она ту чашу у дядьки выторговала. Зная, что после этого еще и последует катино суждение, дешево это или дорого и прочее, и прочее, Ленка говорить цену категорически не хотела. Может, это только в нашей компании принято, что если человек от ответа уклоняется, то его не "прессуют" и вполне уважают право каждого рассказывать только то, что ему угодно - но мы вполне нормально отнеслись к такому настрою, а Катя все не унималась. Даже когда Ленка, что прям вот поперек ее обычного поведения, сказала в открытую "Катя, я не скажу тебе, сколько она стоит" - Катя не отвязалась, удивительно :)
Кстати, кроме этой чаши, которую Ленка сама купить захотела, дядька не взял с нас ни копейки. Только то, что уже было пора грузиться в такси, спасло нас от того, что девчонки тоже к чакристу побегут, потому что заинтриговал он нас всех до невозможности. Мы даже долго потом с Ленкой прикалывались, что приедем на следующий год в Ришикеш - а лавочки-то и нет, и не было никогда :))
А проблема у Ленки решилась. Не знаю, из-за чаши или еще из-за чего, наверно - из-за совокупности факторов :) И чашу она по-прежнему использует, хотя на голову вряд ли надевает :)