Небольшой городок Дхарчула (Dharchula), расположенный по обоим сторонам реки Махакали, и, как следствие, одновременно в двух государствах - Индии и Непале
Ну и тут же напомню, что шокас - это автохтонные племена тибетского происхождения (автохтонными называют первопоселенцев, которые проживают в данных местах с незапамятных времен), ведущие полукочевой образ жизни, исторически ориентированные на трансгималайскую высокогорную торговлю и живущие в верхних гималайских долинах восточного Уттаракханда и западного Непала и связанных перевалами с Тибетом.
Очень часто
шокас называют
«бхотия», хотя это не совсем верно, они сами возражают, когда их называют
бхотия. Бхотия - это более широкая группа, представителями которых являются и
шокас в том числе (о бхотия я писала
тут), но надо знать оба названия, потому что в литературе они употребляются одинаково часто. Однако на местах, если хотите быть понятыми, говорите
"шока" (на слух нечто среднее между
"шока" и "сока").
Шока ведут полукочевой образ жизни, их часто называют "движущимися людьми", потому что большинство из них живёт на две деревни, между которыми два раза в год проходят сезонные миграции населения (подобные миграции называются "Kuncha"). В нижних деревнях шокас находятся с ноября по апрель, в верхних деревнях с мая по октябрь. Кроме совсем уж нижних деревень, есть деревни, которые можно охарактеризовать как "средние", в них шока тоже живут круглогодично.
Сообщества Ранг шокас проживает на территории трех долин:
- в долине Вьяс, или Биас - так называются верховья реки Махакали и её западного притока реки Кути
- в долине Чауданс - так называется долина Махакали в своей средней части (ниже индийской деревни Будхи и непальского местечка Кунтисон)
- в долине Дарма, образованной рекой Дхаулиганга - западным притоком Махакали.
Людей, населяющих долину Биас (Вьяс ), называют "Бьянси шокас", они живут в семи верхних (летних) деревнях, расположенных на индийской стороне Махакали: Будхи, Гарбянг , Ганджи, Напалчу, Ронконг, Кути и Наби (Budi, Garbyang, Ganji, Napalchyu, Rongkong, Nabi и Kuti) и в двух летних (верхних) непальских деревнях: Чангру (Changru) и Тинкар (Tinkar).
Дармани шокас
Людей, населяющих долину Дарма, называют "Дарма шокас", или "Дармани". В долине Дарма расположено 14 верхних (летних) деревень: Села, Чал, Наглинг, Балинг, Бон, Филим, Дукту, Сон, Данту, Го, Дакар, Тиданг, Марча и Сипу (Syela, Chal, Nangling, Baling, Baun, Philam, Saun, Duktu, Daantu, Go, Dhakar,Tidang, Marcha, Seepu) и 4 нижних деревни: Собла, Дар, Тинжим и Боунлинг.
Чауданси шокас
В нижних (зимних) деревнях , расположенных в нижнем течении Сарды - Махакали ( в низовьях Махакали правильнее называть просто "Сарда" ) проживают Чауданси.
Бянси шокас, Дарма шокас и Чауданси шокас являются представителями единой этнической группы, которую принято называть "Ранг шокас" (Rang Shaukas). У ранг шокас есть своя страничка в фейсбуке, она называется
rungmung.net
Западнее долины Дармы в долине Джохар, образованной рекой Гориганга, проживает другая ветвь шокас: людей, населяющих эти места, называют "Джохари шокас", или просто "Джохари". Как Дхарчула является воротами в земли ранг шокас, так Мунсьяри является воротами в долину Джохар.
Долина Джохар на картах не ищется, надо забивать "Милам-мул трек"
Между долиной Джохар и долиной Дарма есть еще долина Ралам, в которой находится 2 затеряные деревни, в которых тоже живут шокас, но вот тут различные источники не сходятся во мнении: одни утверждают, что долина Ралам принадлежит Дарма шокас, в других говорится, что Ралам населяют джохари. Во всяком случае, долина Ралам легко достижима из долины Джохар через перевал Бриджганга, а вот с долиной Дарма сообщение очень трудное - потребуется два, а то и три дня пути через перевал Ралам, который используется крайне редко и считается самым сложным перевалом в регионе.
Апи Шокас
Восточнее региона Биас, в заповеднике Апи-Нампа, на территориях, относящихся к Дальнему Западу Непала, есть два больших кластера деревень шокас: Рапла и Ситуала. Это, если можно так сказать, срединные, или средние деревни, расположенные ниже верхних деревень, но гораздо выше находящихся в предгорьях Дхарчулы и Гокулешвора.
На представленной ниже диаграмме видно, что и джохари шокас, и ранг шокас ( а от себя добавлю, что и Апи -шокас) - это единый этнос, но разные сообщества. Думаю, что их обьединяет
исключительно территориальное расположение: сообщество ранг шокас расселено по соседним долинам, джохари же отделены от них высокими труднопроходимыми перевалами. Язык у джохари и ранг сходный, во всяком случае местные жители говорили мне, что они понимают друг друга легко, и различия лишь в акцентах, своей же письменности у шока нет. Я читала, что их пробовали записать, и лучше всего для записи их речи подошла тибетская письменность, на деванагари записать гораздо сложнее.
Космология и религиозная жизнь "
шокас" вращается вокруг многих богов, непосредственно связаных с силами природы, из которых основными являются Sya и Gabla, но самое интересное - это мифологические истории и легенды, которые благодаря яркой и богатой устной традиции сохранились и
через бесчисленное количество поколений дошли до наших времен, отразившись в великолепном декоративном убранстве домов. Я имею в виду удивительную резьбу по дереву, которая украшает оконные и дверные проёмы и особенно эффектно смотрится в сочетании с каменными стенами и крытой сланцевой черепицей крышей. Традиция украшения оконных и дверных проемов причудливой резьбой по дереву характерна для всего гималайского региона, но в каждом регионе есть свои изюминки, свои творческие находки, а самое главное - свои предания и верования, свои традиции и ландшафт, что находит своё отражение и в в мотивах деревянной резьбы. У жителей Уттаракханда и западного Непала такая традиция называется
"Kholi".
О долине Джохар и мифах Джохари шокас я подробно рассказывала
тут.
В этом же топике я хочу собрать информацию о богах и легендах исключительно ранг шокас, проживающих в долинах Дарма и Вьяс, а так же сделать акцент на декоративно-прикладном искусстве региона и его мотивах.
Я благодарна своим друзьям, побывавшим в этих долинах, за иллюстративную поддержку топика. Мы будем постепенно подниматься в верх, задерживаясь в каждой деревне.