Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Дхолавира

  • 1
    09 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Во время нашей поездки по дальнему западу Индии у меня в голове постоянно вертелась  мысль,  что Кач — это какая-то финальная точка пространства, где ВСЁ ЗАВЕРШАЕТСЯ. В Каче обитаемые земли растворяются в  Безлюдной  Белой Пустыне, в Каче  могучий Инд растворяется в Индийском океане, в  Каче растворилась  в вечности  Дхолавира — южный город протоиндийской Харрапской цивилизации..

    Дхолавира была открыта сравнительно недавно — в 1967м году, а в 2021 году ее внесли с список Всемирного наследия ЮНЕСКО — таким образом Дхолавира стала четвёртым объектом Юнеско в Гуджарате и пятым по величине известным городом Хараппы

    Руины  Дхолавиры занимают около 100 гектаров засусшливой земли острова Кадир Бет (Khadir island), о котором я подробно рассказала тут, поэтому повторяться не буду.

    В Дхолавире есть два сезонных  ручья: Мансар на севере и Манхар на юге.  При выборе места для строительства будущего города наличие двух источников воды сыграло ключевую роль. Пять тысяч лет назад основатели Дхолавиры придумали как использовать воду этих ручьев для создания сложной системы водоснабжения. 

    Открытие Дхолавиры — одно из крупнейших открытий в  мировой науке конца XX — начала XXI веков

    Считалось, что это место было заселено примерно с 2650 г. до н.э., затем население города медленно уменьшалось, Дхолавира даже была  ненадолго заброшена, но затем люди ее снова заселили, и полностью Дхолавира опустела примерно в  1450 г. до н.э. 

    Недавние исследования показали, что Дхолавира была заселена гораздо раньше — уже в 3500 г. до н.э.,  таким образом в одном городе  можно проследить все три этапа цивилизации долины Инда: дохаррапский, ранний харрапский и поздний харрапский.

    Поселенцы вернулись в город в поздний хараппский период, но их возвращение в Дхолавиру не означало возвращения цивилизации. Дома возвращенцев были меньше и проще, построены в совершенно новой круглой форме (бхунга), а материальные знаки были поразительно деурбанизированы и упрощены: город больше не имел укреплений, а в обнаруженных материалах появляются различные типы керамических изделий, характерные для культур позднего бронзового века, распространённых на территории современных регионов Саураштра и Гуджарат. В поздний период дома были сложены из кирпичей, оставшихся от предшествующих построек, дренажная система перестала функционировать и фактически исчезла. Поселение постепенно утрачивало своё прежнее значение и превращалось в небольшую деревню. Найденные в поздних слоях (периоды VI и VII) фрагменты керамической посуды типологически очень схожи, что может свидетельствовать о том, что на закате своего существования Дхолавиру населяли представители народностей, прежде соседствовавших с носителями хараппской культуры и переселившихся там под воздействием внешних причин. Всплеск активности в Дхолавире длился около ста лет, затем поселение вновь опустело.

    Равиндра Сингх Бишт, руководитель раскопок в Дхолавире, определил следующие семь этапов заселения этого места:

    Этап I2650–2550 BCEEarly Harappan – Mature Harappan Transition A
    Этап II2550–2500 BCEEarly Harappan – Mature Harappan Transition B
    Этап III2500–2200 BCEMature Harappan A
    Этап IV2200–2000 BCEMature Harappan B
    Этап V2000–1900 BCEMature Harappan C

    1900–1850 BCEPeriod of desertion
    Этап VI1850–1750 BCEPosturban Harappan A

    1750–1650 BCEPeriod of desertion
    Этап VII1650–1450 BCEPosturban Harappan B


  • 2
    2023-03-12 00:17:18
    Elena Vasta (сайт-админ)

     


    При раскопках Дхолавиры было сделано несколько важнейших находок. 

    Одна из наиболее важных это табличка с надписью из десяти знаков, найденная лежащей  в центральной и наиболее защищенной части города (у северных ворот цитадели). До этого протоиндийская письменность встречалась лишь на печатях, керамике и маленьких табличках. Образцы харрапской письменности  пока остаются нерасшифрованными. Образец письменности, найденный  в Дхолавире,  является самым  длинным в цивилизации Инда, причём один из символов встречается аж четыре раза. Это, а также большой размер  и общедоступность (табличка с письменами была размещена у ворот) по мнению некоторых ученых  служат  ключевым доказательством поголовной грамотности цивилизации Инда. На этом месте также найдена четырехзнаковая надпись крупными буквами на песчанике, которая считается первой такой надписью на песчанике на любом из хараппских памятников.

    Вопрос об археологической идентификации носителей индоарийских языков в древнеиндийской истории становится все более политизированным. В отличие от большинства западных ученых, многие в Индии (включая директора раскопок профессора Бишта) утверждают, что создатели протоиндийской цивилизации говорили на индоарийских языках и были авторами древнейшего памятника индоарийской литературной традиции – Ригведы, или «Книги гимнов». Правда, большинство российских ученых с этим категорически не согласно.


    Водоснабжение

     Другой важной находкой являются  водохранилища: таких грандиозных и технологически совершенных сооружений на протоиндийских поселениях археологи еще не находили. Даже знаменитый «большой бассейн» в Мохенджо-Даро и водохранилище  в Лотхале уступают резервуарам Дхолавиры —  и по масштабам, и по совершенству кладки.  Я думаю, что эти резервауары являются прототипами знаменитых вавов, или баоли.

    Система сбора и сохранения воды, найденная в Дхолавире одна из самых совершенных  в древнем мире. Без такой  прогрессивной системы поселение не смогло бы выжить  в условиях редких дождей пустыни.

    Водные резервуары снабжены сливами для отвода воды в подземные хранилища! Эти хранилища просматриваются на спутниковых снимках.

    На фото: бассейны для омовений

    Материал для строительства

    Надо добавить, что, в отличие от многих других протоиндийских городов, где использовался кирпич, основным строительным материалом в Дхолавире являлся камень, и сохранность пятитысячелетней каменной кладки не может не впечатлять современного человека, на глазах которого разрушаются здания, строительство которых начиналось при его жизни.


  • 3
    12 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Искусство и ремёсла

    Некоторые из печатей, найденных в Дхолавире, содержали только изображения животных без каких-либо надписей. Предлагается, что этот тип печатей представляет собой ранние традиции изготовления печатей Инда.

    Во время археологических раскопок на объекте были обнаружены мастерские по обработке бусин,  меди, ракушек, камней, а так же  изделия из полудрагоценных камней, терракоты, золота, слоновой кости и других материалов, что свидетельствует о высоких художественных и технологических достижениях этой культуры.


  • 4
    14 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    План города. План осмотра

    Город был построен по ранее существовавшему геометрическому плану, отличному от плана Мохенджо-Даро или Хараппы:


    В Дхолавире отчетливо можно выделить цитадель, акрополь  (верхний город) средний и нижний город. Акрополь и средний город были снабжены собственными оборонительными сооружениями, воротами, застроенными территориями, системой улиц, колодцами и большими открытыми пространствами. 

    Особо следует отметить место под названием «замок», (цитадель), где жили важные чиновники.

    Один из парадоксов этого города — несоразмерность оборонительной и гражданской архитектуры.

    Город обнесен и внутренне разделен вереницей каменных стен грандиозных размеров, даже водохранилища и стадионы защищены. В то же время свидетельства военных действий  минимальны. Также отсутствуют монументальные здания, практически невозможно идентифицировать храмовые сооружения.

     Создается впечатление, что стены выполняли идеологические и социальные функции: власти, судя по всему, выражали свое величие посредством разделения пространства.

    Как же осматривать городище? 

    Я думаю лучшим вариантом будет поступить как мы: обойти холм по кругу, осматривая нижний город, и затем через любые ворота, например через восточные, подняться в акрополь и уже погулять там.

    А потом найти на западной стороне уютную лавочку и посмотреть как солнце садится в озеро фламинго

  • 5
    16 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Музей

    Когда вы заходите на территорию археологического комплекса Дхолавиры, то оглядевшись по сторонам справа от себя увидите небольшое здание — это  музей Дхолавиры, который время от времени  пополняется (раскопки еще ведутся). Наверное не стоит упоминать, что  пропускать  посещение музея никак нельзя, ведь случайных туристов тут быть не может!  Если кто-то отправляется в такую даль чтобы посмотреть  на артефакты возрастом около 5 тыс лет, то это человек подготовленный, понимающий, что он едет фактически на раскопки, и не ожидает увидеть чудесным образом сохранившиеся в первозданном виде  архитектурные объекты. 

    Дхолавира не находится ни на одном туристическом маршруте,  в нее надо добираться специально, три дня на оленях —два дня на собаках, она может быть только главной целью, а никак не проходной. Так раз вы приехали так далеко, то не плошайте! 

    Музей работает без выходных с 10 утра и до 17 час. Посещение музея (равно как и всего археологического комплекса) бесплатное.

    Мы успели обойти раскопки в день приезда, а вот в музей опоздали, поэтому утром следующего  дня сначала отправились в музей, потом в археологический парк окаменелых деревьев  Wood fossil park (рассказ можно почитать тут), и лишь потом покинули остров Кадир Бет.

    Большинство фотографий музея я вам уже показала выше,  вот еще немного:

    При написании топика подглядывала сюда, сюда, сюда и сюда. А так же сюда

  • 6
    18 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Как добраться

    Наиболее логичной точкой старта для путешествия в Дхолавиру является Бхудж, в который можно прилететь, приехать на поезде, на автобусе, на машине. Хотя если у вас есть машина, то вы можете приехать в Дхолавиру не заезжая в Бхудж: так поступили и мы: арендовав машину  в "заповеднике диких ослов" из Малого Качского Ранна сразу поехали в Дхолавиру. 

    В январе 2023 года мы платили за авто 3500 индийских рупий в день. С удовольствием делюсь контактом нашего водителя, его зовут Шакур, и это лучший водитель и компаньон за все мои индийские поездки, а ездила я много: 

    9879242836 Shakur Manjothi, прошу любить и жаловать. Уже двое российских ученых, воспользовавшись моими рекомендациями, проехали с Шакуром после меня и остались очень довольны. 

    Из Бхуджа в Дхолавиру и обратно дважды в день ходят государственные автобусы, стоимость билета 150 индийских рупий. 

    Оба автобуса отправляются  в 13 часов пополудни и следуют в Дхолавиру по разным маршрутам:

    • — первый автобусный маршрут (130 км) проходит через Aadhav — ах, какая это дорога! Шоссе через Белый Ранн открыто совсем недавно, и на момент нашего трипа было еще асфальтировано не полностью.


    • — второй автобус идет через Rapar (250 км). Это старая дорога, которая проходит через несколько поселений, по пути следования вы то и дело будете встречать рабари с их стадами, — тоже интересно.

    Если у вас по каким-то причинам не получилось купить билет на эти два автобуса, то можете приехать в Дхолавиру по второму маршруту с пересадками, например в Рапаре. Там есть несколько отелей, в которых вы сможете заночевать, если автобус Рапар- Дхолавира уже уйдет.

    Из Дхолавиры  в Бхудж оба прямых рейсовых автобуса отправляются рано утром: в 6 и 7 утра соответственно.