ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Мое первое утро в Дхарчуле. Я выспалась, вымылась, чувствую себя превосходно. Вскипятила в номере чаю, заела овсяным печеньем, взятым из дома, и спустилась вниз: пора заниматься делами!
Попросила портье проводить меня в S.D.M. офис, где мне предстояло оформить пермит на трек (для посещения всех пограничных территорий необходимо оформлять пермиты)
Портье попытался отделаться взмахом руки, мол, иди вооон туда, но я поймала его руку и умоляюще попросила "show me it please!!!!"
И правильно сделала. Надпись на воротах, ведущих в офис, сделана на хинди - долго бы я его искала!
Офис закрыт: сейчас 9 утра, а он работает с 10. Прошу показать мне госпиталь, в котором нужно получить справку что я, вроде бы, не должна помереть в горах (эта справка нужна для оформления пермита. Я читала, что для выписки медицинского разрешения в госпитале делают ЭКГ, а так же анализы крови на сахар и гемоглобин.
Госпиталь был открыт. В регистратуре я вывалила привезённые из дома свои анализы и кардиограмму (где моя фамилия и имя по моей просьбе были написаны латиницей). Поэтому меня не отправили на обследование, а просто переписали в свой журнал мои анализы, вернули их мне, выдали необходимую справку и взяли за услуги 3 рупии.
Разговорилась с доктором из госпиталя, который меня огорошил тем, что разрушенную в 2013 году дорогу еще не восстановили, и лучше бы мне подождать с отправлением. Я уточнила, вся ли дорога не расчищена, или только какой-то кусочек, и сколько нужно ждать. Он ответил, что ждать надо 5-7 дней, а не расчищен кусок дороги в самом конце маршрута. Тогда я говорю, а что ждать-то? Я пойду потихоньку, никуда не торопясь. Подожду лучше там, где-то поближе к цели. Ну не дойду до конца - ну и что? Поживу в горах какое-то время. Ну и потом, честно говоря, я не представляю, что за пять дней можно глобально изменить ситуацию с горной дорогой.
Нашла ближайшее к офису S.D.M. кафе, поела какой-то ужасной лапши, выпила молока, заплатила за этот завтрак 30 рупий, нашла интернет-кафе, пообщалась с родиной, и пошла делать пермиты.
Кстати, когда я была в Дхарчуле, то вайфай в интернет кафе мне не смогли организовать, хоть и очень старались.
В офисе мне предложили зайти через час, так как сейчас нет начальника, а вопросы пермитов иностранцам решает только он.
Все сотрудники офиса в один голос мне твердили, что дорога к леднику закрыта, что надо подождать несколько дней, на что я им отвечала, что у меня есть план поехать в Нараян Ашрам, а оттуда сразу уйти в трек, поэтому мне нужен пермит заранее, я обязательно приму ваши советы к сведению и немного обожду с треком. А сейчас дайте мне, пожалуйста, образцы анкет на получение этого чёртого пермита, я их заполню и пойду визировать к начальнику.
Симпатичный молодой человек повел меня в свой кабинет, где помог написать
прошение о помиловании запрос на выдачу пермита. Заодно разрешил попользоваться интернетом.
Существует утвержденная форма этой анкеты - запроса, в которой вы расписываете по дням свой маршрут (по аналогии с непальскими треками). Я читала, что этот запрос на пермит пишется в двух экземплярах, и к нему прикладывается справка о вашем здоровье, оформленная в местном госпитале, и две ваших фотографии.
Но Индия не была бы Индией, если бы вдохновенно не меняла правила на ходу. Я изучила образцы анкет, и объяснила, что не могу строго по дням расписать маршрут, так как мои сроки будут зависеть от состояния дорог. Может где- то придется прождать дня три, и что тогда?
Мой новый друг сказал мне, что можно и не расписывать маршрут подробно, а просто указать направление: прошу выдать разрешение на трек по долине Дарма к леднику Панчачули.
Я так и сделала. И даже не указала дату старта)))
Дело осталось за малым: за резолюцией начальника на моей анкете. Мой юный друг намекнул, что лучше бы мне пойти к начальнику в резиденцию, иначе я могу прождать его очень долго, а он так и не вернётся.
Резиденция начальника S.D.M. офиса находится через дорогу. Это довольно стильный дом на небольшой аккуратной территории. В резиденции много челяди; по всему видно, начальник из высокой касты.
Суетящийся тут же невзрачный и жутко противный мужичонка, которого я видела до этого в офисе: знаете ли, такой классический чеховский персонаж чиновника низкого ранга, попытался отправить меня из резиденции прочь! назад в офис! но я сказала, что занимаюсь получением пермита уже 4 часа, и никуда из резиденции без резолюции не уйду. Противный попытался объяснить мне, что Их Величество сейчас вкушает ланч, а потом будет отдыхать, но я пропустила его слова мимо ушей и только прошла еще глубже во двор.
Какой-то пожилой дяденька выпасал на травке очаровательную малышку, из одной двери дома в другую прошел прекрасно одетый юноша, поглядевший на меня изумленно. Видимо ему я обязана тем, что Их Величество вышел таки во двор поглядеть на необычную посетительницу и выслушал меня. Затем он сказал, что дороги пока закрыты, и для трека сейчас не лучшее время, но, впрочем, это мое дело. Подписал мою бумагу, отмахнулся от медицинской справки и фотографий, велел противному дядьке отнести документ в офис, заверить печатью, сделать ксерокопию, оригинал отдать мне, а ксерокопию подшить к остальным анкетам на этот трек. Тот стоял, угодливо согнувшись, и повторял: " Ха! Ха! Джи!"
Я стала благодарить начальника, но Их Величество меня перестал замечать. Аудиенция была закончена.
Я пошла за Противным, который за пределами резиденции примерил на себя образ Их Величества, но я осадила его по русски, и он явно все до слова понял - по моей интонации))
Мне бояться было нечего: Противный получил приказ, и исполнил бы его при любом моем поведении.
Пермит оказался всего-навсего печатью на высочайшей подписи, начертанной на моем заявлении, мои фотографии и справка из госпиталя остались невостребованными.
Зря заплатила в госпитале 3 рупии! Ну что, полдела сделано. Осталось найти спутника, гида, портера, друга.
Все же мне предстоят ночевки в крестьянских домах, а я не настолько верю в человечество, чтобы вообще не бояться никаких эксцессов. Ну и потом, мне не по силам нести рюкзак.
Вчера портье обещал кого-то пригласить в мой номер на кастинг портеров, но сегодня меня огорчил тем, что у него ничего не получилось.
Я в задумчивости вышла на улицу Дхарчулы, не представляя пока, где же мне брать портера.
Решила отправиться в отель KMNV - там наверняка могут порекомендовать кого-нибудь.
KMNV - это сеть отелей и туристических бюро Кумаона. В их отель изначально я не хотела заселяться, так как боялась, что они будут обязывать меня купить у них пакет на трек. Я бы, может и оплатила комплексом все услуги, это даже удобно: нет никаких неожиданных расходов, можно точнее рассчитать бюджет. Но на их сайте я видела предложения только для групп, идти в группе мне не хотелось ни под каким видом.
Нашла отель и стала расспрашивать солидных мужчин, расслабленно сидящих в его холле, на предмет гидо-портера.
Мне сказали сидеть и ждать: сейчас приедет кто-то важный и компетентный.
Сначала прибыл "мистер Манодж". Он представился боссом деревни Баулинг, окружающие подтвердили его полномочия. Манодж предложил мне своего брата в портеры за 500 рупий в день плюс оплату ночлегов и еды, и сказал, что можно выдвигаться хоть сейчас.
Слева на фото "мистер Манодж" Пока я радостно соглашалась с ним, прибыл гораздо более компетентный человек - Лакшман Кутиял, чьим именем подписаны все карты и маршруты восточного Кумаона.
Покосившись на "мистера Маноджа", Лакшман сказал, что если я иду без палатки, то нужно выждать время: жители верхних деревень, скотоводы племени Бхутия со своими стадами и вещами только начали ежегодную миграцию из нижних деревень вверх по долине, и выше деревни Sela людей в долине нет (в настоящее время Бхутия живут в верхних деревнях по 6 месяцев, и на зиму спускаются вниз).
Новые проблемы: мало мне невосстановленных дорог, так еще какая-то миграция...
Кстати, о состоянии дорог: Лакшман уклончиво сказал, что они то открыты, то закрыты. Проще говоря, пройти можно, но осторожно, и главная проблема это не дороги, а то, о чем он мне твердит уже полчаса: возможность спать и есть домах местных жителей. А что я буду делать со своим спальником и пачкой крекеров в пустой деревне с заколоченными домами?
Лакшман спросил меня, откуда я узнала про трек и каким временем располагаю. Подчеркнул, что я немного промахнулась со временем, и лучше бы мне было приехать на пару недель позднее, а еще лучше - в самом начале июня. Потому что с конца апреля и прямо сейчас, в начале мая, ежедневно вверх идут семьи горцев со своими вещами и стадами. В принципе, если немного обождать, то можно будет и мне выдвигаться, причем, по возможности, не спешить и не пропускать деревни, а останавливаться на ночлег в каждой. А уж мой гид/портер у местных жителей узнает наверняка, пришли ли люди в следующую деревню, и можно ли мне туда выдвигаться, или нужно еще подождать.
Я показала Лакшману на Маноджа, и тихо сказала, что уже наняла портера через этого человека, мне неудобно отказываться, и я весьма сожалею, что поспешила. И что этот человек предлагает мне отправляться в трек завтра.
Я так поняла, что английский Маноджа настолько слаб, что он потерял нить нашего с Лакшманом разговора еще в самом начале, поэтому никак не комментировал рассуждения Лакшмана и сидел с отсутствующим выражением лица.
Мы с Лакшманом обсудили, как мне лучше поступить, я выдвинула идею пару дней провести в Дхарчуле, пару дней в знаменитом в этих краях Нараян Ашраме, а тут, глядишь, и народ в свои деревни подтянется. Лакшман идею одобрил, тем более, что мне было бы полезно провести пару дней на высоте 2700 (высота Нараян Ашрама).
На этом и порешили. Я позвонила Юре GNS, потом выцепила "мистера Маноджа", которому рассказала о своих планах: что я воспользуюсь услугами его брата не только для трека, но и для сопровождения меня в Нараян Ашрам. И что наше путешествие стартует через два дня.
В общем, раскрутила события: сначала всё скрипело-скрипело, и, наконец, завертелось)